Материнские платы: 

Содержание:

Обзор чипсета NVIDIA nForce4 SLI. Обзор набора Gigabyte 3D1 Limited Edition

23.03.2005 01:00 
0

Видеокарта Gigabyte 3D1

Двуядерные видеокарты на сегодняшний день не новы. Если окунуться в историю видеокартостроения, можно найти массу примеров решений с двумя чипами.  Вспомним самый большой провал 3dfx ? двуядерное решение Voodoo 5 5500 так и не получило общего признания. В четырёхядерную Voodoo 5 6000 уже никто не верил, надежды 3dfx лелеяли только преданные фанаты марки, но 6000-я так и не попала в серию, оставшись тестовым семплом. После 3dfx на многоядерном поприще 3D-графики решила попробовать себя ATI, но её детище Rage Fury MAXX, основанное на двух чипах Rage 128, не смогло тягаться с GeForce 256, ибо производительность последнего была выше. Добавьте сюда совместимость Rage Fury MAXX только с Windows 98 и картина ясна, как день: "такое решение рынку не нужно" и он его не принял… Всё это было в далёком, по меркам IT-индустрии, прошлом. Однако есть и свежие примеры многоядерной графики. Самым громким провалом 2004 года рынка графических ускорителей можно считать решения XGI. Компания решила схитрить: не имея возможности выпустить достойного одночипового решения, которое могло бы тягаться с конкурентами ATI и NVIDIA, XGI решила объединить два чипа и, тем самым, конкурировать в Middle-End и Hi-End классах. В результате видеокарты Volari V5 Duo и Volari V8 Duo оказались слишком дорогими из-за своей многоядерности, а производительность решений оставляла желать лучшего. Помимо всего прочего у решений XGI были проблемы с драйверами. Компания XGI продав совсем мизер, отозвала видеокарты с рынка.

С таким "ярким" прошлым многочиповой архитектуры компания Gigabyte пошла на довольно рискованный шаг.

В этой части материала мы предлагаем рассмотреть видеокарту Gigabyte 3D1, однако прежде, чем перейти к рассмотрению самого графического решения, стоит рассказать о SLI.

SLI

Как мы упоминали выше, видеокарты, основанные на чипах NVIDIA 6600/6800, могут работать вместе в так называемом SLI-режиме. Для работоспособности данного режима необходима материнская плата на чипсете NVIDIA nForce 4 SLI и две идентичные видеокарты, основанные на вышеназванных чипах. Если подумать логически, то видеокарты от разных производителей должны без проблем работать в SLI, однако как показывает практика, при использовании видеокарт от разных производителей режим SLI или не работает вообще, или наблюдается ряд проблем.

Аббревиатура SLI расшифровывается как Scalable Link Interface. Саму аббревиатуру SLI когда-то ввела небезызвестная 3dfx, однако в интерпретации последней SLI означал Scanline Interleaving. Scanline Interleaving решения 3dfx работали иным образом, нежели Scalable Link Interface от NVIDIA. Давайте снова сделаем экскурс в прошлое и посмотрим на работу режима SLI двух видеокарт Voodoo2. Scanline Interleaving распределял работу между картами построчно, то есть первая видеокарта обрабатывала нечётные строки, а вторая – чётные. Передача данных происходила по специальному VGA-LOOP-кабелю, синхронизируясь по специальному SLI-переходнику.

NVDIA Scalable Link Interface работает иначе: две видеокарты делятся на ведущую и ведомую карты. В первой формируется специальный буфер, в которой производится склеивание картинки. Изначально внутри чипов NVIDIA 6600/6800 имеется специальный блок, который отвечает за работу SLI и функционирует с общими ресурсами для двух видеокарт. Обмен данными производится по шине (два слота PCI Express x8), а синхронизация – через специальным SLI-мостик.

На данный момент NVIDIA предполагает тремя различными режимами функционирования SLI:

  • Compatibility Mode – режим совместимости;
  • Alternate Frame Rendering, AFR - альтернативный рендеринг кадров;
  • Split Frame Rendering, SFR - разделённый рендеринг кадров.

В режиме совместимости работает только одна видеокарта, соответственно никого прироста производительности мы не наблюдаем. В режиме AFR одна видеокарта обрабатывает чётные карты, а другая – нечётные, то есть мы наблюдаем покадровый рендеринг. Данный режим на момент написания материала не функционирует. В режиме SFR дисплей разбивается на две части и видеокарты делят нагрузку между собой, то есть одна видеокарта обрабатывает одну часть дисплея, другая – другую часть. Точно такой же принцип функционирования применялся в Voodoo 5 5500, Volari V5 Duo и Volari V8 Duo.

Режим SFR очень интересен и неоднозначен в то же время. Представим простую картину: вы играете в современную компьютерную игру, в тот же Doom 3. Режим SFR, экран поделен напополам, каждая видеокарта обрабатывает свою половину. Обрабатываемый объект находится на стыке работы двух видеокарт, то есть  двух графических процессоров. Что тогда? Оба GPU будут обрабатывать один и тот же шейдер? Скорее всего, что именно так оно и есть, просто другого выхода нет: нельзя чтобы полшейдера обработал один GPU и передал второму, а значит двойная работа, то есть потери в производительности. Насколько эти потери будут большими? Сложно сказать, очевидно, что всё будет завесить от конкретной компьютерной игры и конкретной сцены.

Особенности Gigabyte 3D1

Видеокарта основана на двух графических чипах NVIDIA GeForce 6600 GT, каждый из которых имеет собственные 128 MB памяти и 128-битную шину. Компания Gigabyte во всех рекламных проспектах указывает 256 MB и 256 бит, однако это не более чем недобросовестный маркетинг: каждый чип имеет 128 MB памяти и 128-битную шину доступа к памяти и не более, то есть чипы не могут использовать память и шину друг друга.

Обзор чипсета NVIDIA nForce4 SLI. Обзор набора Gigabyte 3D1 Limited Edition

Обзор чипсета NVIDIA nForce4 SLI. Обзор набора Gigabyte 3D1 Limited Edition

Графические процессоры связаны между собой по интерфейсу SLI. Если присмотреться к видеокарте, не трудно заметить, что 16 линий (lane) интерфейса PCI Express 16x поделены поровну между двумя графическими чипами, то есть видеокарта функционирует, как обычная конфигурация SLI с двумя видеокартами NVIDIA GeForce 6600GT: два 6600GT в режиме PCI Express 8x каждый. Для работоспособности Gigabyte 3D1 материнская плата, а если быть точнее BIOS платы, должен поддерживать такой режим работы SLI, возможность разделение линий (lane), интерфейса PCI Express одного слота PCI Express 16x, по восемь линий (два PCI Express 8x в одном слоте). На момент написания материала, видеокарта Gigabyte 3D1 совместима только с материнской платой Gigabyte K8NXP-SLI. При установке 3D1 на обычную материнскую плату, не умеющую подавать на PCI-E x16 слот два сигнала PCI Express 8x, видеокарта определилась, как обычный NVIDIA GeForce 6600GT, однако при попытке установки драйверов система зависала.

Стоит отметить, что две видеокарты 3D1 вместе работать не могут, что, в общем-то, очевидно, пояснения здесь излишни.

Видеокарта Gigabyte 3D1 отличается от стандартного решения SLI на GeForce 6600 GT наличием более быстрой памяти, нежели у стандартной видеокарты 6600 GT. На 3D1 установлены микросхемы памяти Samsung, со временем выборки 1.6 наносекунд, что соответствует частоте работы 625 (1250) МГц, однако память работает на несколько заниженной частоте 570 (1140) МГц. Частота графического ядра осталось стандартной, оба GPU GeForce 6600 GT работают на стандартной частоте 6600GT. Подробности о GeForce 6600 GT излишни, видеокарта оснащена совершенно стандартными графическими процессорами, о которых мы подробно писали здесь.

Система охлаждения видеокарты представляет собой массивный радиатор с двумя вентиляторами, один из которых вдувает воздух, а другой – выдает. Поначалу кажется, что радиатор охлаждает не только процессоры, но и память, однако это не так: радиатор не касается чипов памяти.

На плате имеется дополнительный разъём питания, без которого просто-напросто не обойтись: использование двух чипов GeForce 6600 GT и удвоенного числа микросхем памяти требует большего энергопотребления, нежели 75Вт, которые является лимитом для PCI Express 16x.

Напоследок немного о проекте 3D1. Сам проект 3D1 держался в строжайшем секрете. Даже производитель чипов, компания NVIDIA, был не в курсе. Со всей уверенностью можно сказать, что разработка, с точки зрения теории (о практике мы поговорим чуть ниже), оказалась очень интересной. Компания Gigabyte даже подала заявку на патент на технологию 3D1. Компания NVIDIA забыла запатентовать подобную архитектуру SLI (PCI-E x16 слот = два сигнала PCI Express 8x), поэтому у компании Gigabyte есть все шансы получить эксклюзивные права.

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .