Автоlabs: 

Содержание:

ГЛОНАСС – о прошлом, настоящем и будущем российской навигационной системы

19.11.2010 00:05 
0
Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
 
Российская спутниковая навигационная система ГЛОНАСС становится регулярным источником информационных поводов на уровне рядовых потребителей. В немалой степени этому способствует активная поддержка и зачастую далекие от рыночных принципы популяризации ГЛОНАСС со стороны российских властей. Затрагивая систему в более глобальном контексте, возникают вопросы о положении ГЛОНАСС относительно прямого конкурента в лице GPS, перспективах на потребительском рынке, а также необходимости существования и развития системы как таковой. В уходящем году ГЛОНАСС практически еженедельно появлялась в новостных сводках, так что не лишним будет сопоставить и просмотреть события, которые навигационная система преподнесла нам за последнее время.
 
Немного истории
 
…Однако для всестороннего рассмотрения ГЛОНАСС как современной навигационной системы необходимо, прежде всего, вернуться к истокам и проследить исторический путь, пройденный далеко не за одно десятилетие. Точкой отсчета российской системы принято считать 4 октября 1957 года, именно тогда на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник. Понадобилось 19 лет, прежде чем далее в декабре 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление с планом создания и введения в эксплуатацию Единой космической навигационной системы, она же - Глобальная навигационная спутниковая система.
 
ГЛОНАСС – о прошлом, настоящем и будущем российской навигационной системы
 
С 1976-го до 1981 года в эксплуатацию было введено несколько навигационных спутниковых систем, ставших предшественниками ГЛОНАСС. Так, в 1976 году на вооружение была принята система "Циклон-Б" для навигации и дальней радиосвязи морских судов Советской армии. В составе системы работало шесть космических аппаратов "Парус". И хотя "Циклон-Б" уступает по характеристикам как GPS, так и ГЛОНАСС, он до сих пор остается в эксплуатации. По примеру "Циклона" через несколько лет в 1979 году была сдана в эксплуатацию спутниковая радионавигационная система "Цикада", состоявшая из четырех космических аппаратов того же класса, что и "Парус". Вторая советская навигационная система предназначалась для гражданских морских судов. Проводившиеся испытания действовавших систем выявили достаточно большую погрешность местоположения движущегося судна, составлявшую 250-300 метров. Разработанный комплекс мер позволил добиться снижения погрешности до 80-100 метров для движущихся объектов и до 32 метров – для неподвижных. 
 
Спутник "Парус"
 
ГЛОНАСС как навигационная система второго поколения проектировалась с единственной главной задачей – предоставлять потребителю в любой момент времени возможность определения трех пространственных координат, вектора скорости и точного времени. Достигнуть цели собирались благодаря одновременному приему сигнала, как минимум, от четырех навигационных космических аппаратов. Оптимальное покрытие и передача потока информации должна была обеспечить связка из 24 спутников, чтобы отдельный аппарат мог выбрать из числа видимых спутников четверку с обеспечением наивысшей точности.
 
Развертывание ГЛОНАСС должно было начаться еще в конце 70-ых, однако слишком долгий процесс согласования привел к срыву первоначальных сроков. Тогда 29 августа 1979 года ЦК при участии Совета Министров пришлось принимать новое постановление с обновленными сроками выполнения работ. Навигационная система ГЛОНАСС состоит из космических аппаратов "Ураган", их летные испытания должны были начаться в 1981 году, на деле же они стартовали 12 октября 1982 года с запуском первого спутника и двух габаритно-весовых макетов. На летные испытания было выделено 22 космических аппарата, все они были израсходованы к 16 сентября 1987 года, а система так и не была развернута даже для ограниченного использования. Только в апреле 1991 года в активе ГЛОНАСС оказалось 12 работоспособных спутников. Принятие ГЛОНАСС на вооружение состоялось 24 сентября 1993 года, а 14 декабря 1995 года завершилось развертывание штатной конфигурации навигационной системы.
 
В 1998 году неожиданно открылась экономическая уязвимость системы. Ее единоличным заказчиком выступало Министерство обороны, а когда начались проблемы с финансированием армии, необходимо было в первую очередь сохранить боеспособность на Земле. Печальным итогом такого подхода стало наличие всего шести работоспособных спутников ГЛОНАСС к 2001 году. Для сравнения тогда орбитальная группировка системы GPS стабильно состояла из 28 спутников.
Спутник ГЛОНАСС-М
Новую страницу в истории ГЛОНАСС власти открыли с федеральной целевой программой 2001 года "Глобальная навигационная система". Она рассчитана на 10 лет, в числе основных целей и задач заявлены: "Сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации" и "Дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС". Утверждено пять подпрограмм, включая "Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС", "Разработку, подготовку производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей", а также "Обеспечение использования спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей". Министерство обороны перестало выступать в роли заказчика-монополиста, компанию ему составили такие ведомства, как Министерство транспорта Российской Федерации, Российское агентство по системам управления, Российское авиационно-космическое агентство и прочие.
 
Эволюция ГЛОНАСС-чипа от КБ "Навис"
 
По состоянию на сентябрь 2010 года группировка спутников ГЛОНАСС состоит из 26 аппаратов, на 2011 год запланирован вывод на орбиту трех спутников усовершенствованной серии "Глонасс-К". Глава Роскосмоса Анатолий Перминов на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в декабре 2009 года говорил, что до конца 2010 года выполнит задачу по формированию орбитальной группировки ГЛОНАСС в составе 24 рабочих спутников и остальных в качестве запасных. Как видим, задача успешно выполнена, развертывание ГЛОНАСС завершено.
 
Актуалии ГЛОНАСС: где найти предел государственной поддержки?
 
Датой начала "наступления" ГЛОНАСС на рыночных фронтах можно считать 22 июня 2010 года, именно в этот день президент страны Дмитрий Медведев утвердил для министерств и ведомств перечень поручений, ставших итогом заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Если быть более точным, то речь шла конкретно о расширении коммерческого использования спутниковой системы. Президент  также выдвинул идею создания сразу семи совместных предприятий в странах СНГ, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. Здесь "убивают" сразу двух "зайцев" – популяризация ГЛОНАСС за рубежом и удешевление сопутствующего оборудования. Нельзя оставить без внимания сам факт поддержки отечественной системы навигации со стороны президента – фактически Медведев расписался в личном курировании развития ГЛОНАСС, что не может не гарантировать системе всестороннюю помощь государства на финансовом и законодательном уровнях.
 
Извлекать коммерческую выгоду из ГЛОНАСС государство не собирается, вместо этого в качестве "валюты" выступает получаемый мощный инструмент влияния на страны, осуществляющие переход на российскую систему навигации. Кстати, 1 декабря 2010 года – предельный срок исполнения поручений Медведева, так что ждать отчета о проделанной работе осталось недолго.
 
ГЛОНАСС-чип от КБ "Навис"
 
Первыми приход ГЛОНАСС ощутили на себе работники транспортной сферы. Правительство предписало федеральным органам исполнительной власти "обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных и технических средств". Проще говоря, власти обязали устанавливать приемники сигнала ГЛОНАСС на все транспортные средства – от космических аппаратов до городских такси. Важно уточнить – транспортные средства, приобретенные на средства госбюджета. Поэтому летом можно было регулярно видеть новости о внедрении ГЛОНАСС то на городском транспорте Хабаровска, то в сельском хозяйстве Кемеровской области. Или же новости о готовности бизнес-авиации вообще покинуть Россию из-за приказа устанавливать ГЛОНАСС.

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .