Автоlabs: 

Содержание:

В мире автомобильной акустики

04.11.2008 00:04 
0
Сабвуферы
 
Самым внушительным компонентом аудиосистемы, несомненно, является сабвуфер. По конструктивному типу различают следующие виды сабвуферов: закрытые (закрытый ящик), фазоинверторные (ФИ), полосовые (BandPass) и экранные (FreeAir). По характеру звучания – на музыкальные и SPL (создающие высокое звуковое давление).
 
автомобильная акустика 
Большинство музыкальных сабвуферов строится по принципу "закрытого ящика".
 
Для чего нужен "ящик" для сабуфера? Причиной этого является разность фаз звуковой волны, образующейся с фронтальной и тыловой сторон диффузора. Тут наверняка многие прочитают предложение еще раз, чтобы понять, о чем идет речь. Простыми словами проблему можно описать следующим образом: при колебании диффузора динамика порождаются 2 звуковые волны - одна исходит от передней стороны диффузора, а вторая - от задней, таким образом, получается 2 звуковые волны, образованные одним и тем же подвижным элементом. Различием этих волн является их фаза, то есть временная задержка, поэтому при наложении друг на друга 2 одинаковые волны, имеющие разные фазы, начинают гасить друг друга. Чтобы избавиться от этого эффекта, динамик сабвуфера устанавливают в закрытый корпус, таким образом, изолируя колебания, вызываемые задней стороной диффузора. Сабвуферы, построенные по принципу "закрытого ящика" отличаются плотным, собранным басом и ровной АЧХ.
 
Также существуют сабвуферы фазоинверторного типа. Как правило, размер их корпуса на 30-40% больше, чем у сабвуферов закрытого типа, но главным отличием является наличие трубы фазоинвертора, связывающего внешнюю среду и внутреннее пространство корпуса. Название фазоинвертора происходит от 2 слов: "фаза" и "инвертировать" (от англ. Invert - переворачивать или менять наоборот), как несложно догадаться, основной задачей трубы является изменение фазы звуковой волны. Таким образом, звуковая волна, исходящая от задней поверхности диффузора, меняет свою фазу и на выходе из трубы фазоинвертора совпадает с волной, идущей от передней стороны диффузора, тем самым усиливая ее. Преимуществом сабвуферов, построенных по принципу фазоинвертора, является существенное увеличение звукового давления по сравнению с сабвуферами закрытого типа при затрате аналогичной мощности.  Звучание у таких сабвуферов насыщенное и более гулкое, что не является помехой на большинстве музыкальных жанров. Но без минусов здесь тоже не обойтись, и главным из них являются неровная АЧХ, а также опасный "разнос" динамика при воспроизведении частотного диапазона, близкого с резонансной частотой самого динамика. Во избежание этого требуется установка дополнительных фильтров, не допускающих работу сабвуфера на критических частотах.
 
Одним из самых конструктивно сложных является построение сабвуфера полосной конструкции (BandPass). В отличие от фазоинверторного типа в данном случае динамик полностью спрятан в сам корпус. Внутри корпуса динамик закрепляется на стенке, позади которой находится закрытый объем, а передняя сторона диффузора излучает звуковую волну в объем, связанный с внешней средой при помощи трубы фазоинвертора. Данная конструкция сабвуферов позволяет получить значительный прирост звукового давления по сравнению с сабвуферами фазоинверторного типа, а также увеличить защищенность самого динамика от физических повреждений извне. Минусами данного типа оформления является сложность в расчетах корпуса, а также его большие размеры. Такие сабуферы, как правило, используют любители SPL. Бас в них затянутый и слегка однообразный.
 
Самыми компактными решением сабвуфера является установка динамиков типа FreeAir. В данном случае сабвуфер представлен акустическим динамиком, который монтируется в заднюю полку или с обратной стороны сидений с выходом через подлокотник. При таком построении сабвуфера динамик занимает минимум места, а в качестве необходимого корпуса использует пространство багажного отделения. Минусом данного типа сабвуферов являются ограниченная мощность, большие искажения, сложность установки динамика в заднюю полку. Вес динамика довольно существенный и требует определенной прочности поверхности, куда устанавливается, в связи с этим нужна модернизация и усиление задней полки. Также требуется тщательная изоляция багажного отделения от салона, что чаще всего выходит дороже, чем постройка корпусного сабвуфера. Ну а если мы заговорили о подобном решении, то наверняка он приглянется тем, кто часто использует багажное отделение по прямому назначению, вот только на акустике это сказывается не лучшим образом, ведь, перевозя багаж, вы каждый раз изменяете рабочий объем "корпуса" сабвуфера, тем самым меняя его акустические свойства.
 
Кроме конструктивного отличия, сабвуферы подразделяются на активные и пассивные. Активные имеют встроенный усилитель, и поэтому могут подключаться непосредственно к самой магнитоле (если на магнитоле есть отдельный выход на сабвуфер). Этот вариант подходит для нетребовательных слушателей, не желающих возиться с дополнительными усилителями. Пассивные сабвуферы предназначены для работы в связке с усилителем. Чаще всего для сабвуферов используют отдельный одноканальный усилитель, о котором мы говорили выше.
 
При выборе недорогого качественного сабвуфера стоит обратить внимание на нижнюю линейку компании JBL серии GTO. К более дорогим и качественным сабвуферам можно отнести Kicx, Hertz. На следующей ступеньке качества стоят Hertz серии H (Hi-Energy), Alpine серии L, S, R, а также JBL и SoundStatus Ценовая категория этих сабвуферов от $150 до 300 за одну 12-дюймовую головку. К топовым сабвуферам можно отнести динамическую головку Focal 33 стоимостью около $450. При бюджетном решении можно приобрести корпусной сабвуфер стоимостью от $90, таких фирм, как Mac Audio, Blaupunkt и т.д. А динамические головки, заслуживающие внимания, стоят от $90.
 
Полезные мелочи
 
Серьезные аппараты акустической системы, бесспорно, вызывают немалый интерес, но порой при создании системы возникают мелкие вопросы, вызывающие в последующем большие затруднения. Поэтому пришло время поговорить о некоторых мелочах, которые могут понадобиться при создании автомобильной акустической системы.
 
Проставочные рамки
 
Часто штатные магнитолы имеют нестандартные габаритные размеры, что вводит в некоторое заблуждение автовладельцев, желающих их заменить. Чтобы установить новую магнитолу, вам не придется придумывать, как ее закрепить и чем закрыть оставшиеся зазоры, можно приобрести проставочную рамку под конкретную модель автомобиля.
автомобильная акустика
FM-модулятор
 
На рынках страны наблюдается бум на так называемые FM-модуляторы, работающие от прикуривателя. Как правило, данные устройства имеют входной разъем USB для считывания музыкальных треков с USB-носителя. Принцип работы подобных устройств прост: считываемая с флешки информация транслируется в радиоэфир FM- диапазона слабым сигналом, который улавливает антенна автомобиля на выставленной частоте. Но на рынке также есть FM-модуляторы, подключающиеся непосредственно к самой магнитоле через вход для антенны. Данное устройство отличается от своих "радиобратьев" более высоким качеством передачи сигнала и наличием линейного входа, к которому можно подсоединять любой внешний источник сигнала. Правда USB-интерфейсом он остался обделен, но, как и все FM-модуляторы, имеет возможность выбора частоты трансляции.
 
автомобильная акустика
Предохранители
 
Предохранители используются в автоакустике для защиты силовых цепей от перегрузок. Существуют плавкие и автоматические предохранители (дистрибьюторы питания). При возникновении перегрузки в плавком предохранителе цепь размыкается вследствие перегорания металлического мостика. А дистрибьюторы питания могут иметь электронную начинку, отображая на экране напряжение и силу тока в цепи. Также некоторые дистрибьюторы имеют возможность разделения питания на выходе для нескольких потребителей. 
автомобильная акустика
Адаптер линейных выходов
 
Что же делать, если вы захотели усовершенствовать свою акустическую систему, но, к большому сожалению, не нашли линейных выходов у вашей магнитолы? Решение есть! Можно установить адаптер. Принцип его работы прост: адаптер присоединяется к выходам, предназначенным для акустической системы, а на корпусе адаптера имеется 2 линейных выхода. Таким образом, это устройство делает возможным подключение внешних усилителей к магнитолам, не имеющим отдельных линейных выходов.
автомобильная акустика
Адаптер видеовхода
 
На многих современных автомобилях устанавливается ЖКИ-панель для отображения информации бортового компьютера и GPS-навигации. Существуют адаптеры, позволяющие подключать внешние источники сигнала (тот же DVD-проигрыватель) непосредственно к самому экрану, что решает проблему приобретения дополнительного экрана для просмотра видео.
 
Кабели
 
Очень важной деталью акустической системы являются кабели. Кабели делятся на акустические, силовые и межблочные. Силовые кабели предназначены для питания устройств системы, а межблочные - для передачи сигнала между устройствами. Кабели различаются по строению (многожильные, витая пара…), по составу (медные, алюминиевые…), а также по степени экранирования (защиты от внешних помех).
 
Задачей силового кабеля является подача необходимой мощности усилителю для его корректной работы с динамиками. Хорошей экранировки требуют межблочные кабели для защиты цепей от попадания наводок и искажения звука. Немаловажными являются и акустические провода. Их основной задачей является передача сигнала от усилителя на динамические головки, при этом чем лучше кабели, тем жестче связь между акустикой и усилителем. Плохой кабель не дает возможности усилителю четко управлять динамиками, что приводит к появлению искажений.
 
Наибольшей популярностью на рынке пользуются наборы кабелей Mystery, которые хорошо справляются со своей задачей в системах среднего ценового диапазона. Комплект для подключения двухканального усилителя обойдется примерно в $22. Для более серьезных систем следует выбирать медные кабели. Из достойных вариантов на рынке представлены кабели российской фирмы Tchernovaudio cable, которых отличают высокое и предсказуемое качество, а также адекватная цена. 1 метр акустического кабеля стоит от $1.5, а силового - от $3.5. Серебряные кабели в автомобилях используют редко, поскольку серебро ведет себя неоднозначно в плане коррозии. Немаловажным является хорошая изоляция кабелей от внешнего воздействия: так хорошие дорогие RCA-кабели заполняют фреоном и герметично изолируют места пайки. 1 метр подобного стерео RCA-кабеля обойдется примерно в $40, а цена хорошего акустического кабеля может доходить до $11 за метр.
автомобильная акустика
 
Заключение
 
Хотелось бы добавить, что построение автомобильной акустической системы высокого уровня с нуля требует глубоких знаний акустики и опыта работы с акустическими системами. Почти каждый год появляются новые решения, материалы, типы носителей, и индустрия автозвука не стоит на месте. Наверняка уже в ближайшем будущем мы расскажем об очередной новинке, призванной удовлетворить требования самых искушенных слушателей.
 
Оборудование предоставлено магазином "Территория тюнинга"
tuning.by logo
 
Благодарим за помощь в подготовке статьи студию автозвука "Технокар"
логотип технокар
 
Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Артем Кондратенков
 
 
TechLab logo

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .