Автоlabs: 

Содержание:

Субъективный взгляд на альтернативный автотранспорт

Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
 
Электромобиль воспринимается в нашем обществе как нечто современное и передовое, идущее впереди планеты всей. Однако такое восприятие надумано и даже отчасти неверно. Дело в том, что электромобили совершенно спокойно ездили по дорогам нашей страны даже 20…30 лет назад. Конечно, это были не массовые модели, а экспериментальные разработки, но они были.… В некоторых отраслях промышленности машины, ездящие без использования бензина и дизельного топлива уже давно вошли в современный обиход, например, немалая часть небольших погрузчиков, используемых на производствах и складах, работает от аккумуляторных батарей. Получается, что сделать машину, основным топливом которой будет электрическая энергия, просто? В общем-то, да, но…
 
Как все это работает…
 
По сути, электромобиль отличается от классического транспортного средства лишь использованием другого двигателя. Вместо привычного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) применяются электромоторы. Моторы могут быть различными по конструкции, мощности или иным параметрам, однако основного принципа это не меняет. Понятно, что электродвигатель должен поучать питание от некого источника, которым, как правило, являются аккумуляторные батареи.
 
Конструкция самодельного электромобиля
 
С первого взгляда конструкция проста до безобразия! Наверное, поэтому, введя в любом поисковике слово "электромобиль" вы наткнетесь не на серийные модели, а домашние странички различных "Самоделкиных", которые собирают машины собственными руками. Их много, действительно много.… А почему бы и нет? Собрать электромобиль может практически любой человек, не обделенный минимальным инженерным талантом и небольшой суммой денег. Короткий рейд по уже упомянутым домашним страничкам показывает, что история всех "ручных работ" примерно одинаковая. Как правило, люди предпочитают использовать кузова серийных авто, так намного проще, хотя бы не так часто возникают вопросы со стороны работников автомобильной инспекции.  Далее покупается мощный электромотор. Зачастую это движки от тех же погрузчиков, различных станков и т.д. Ну и естественно набор совершенно обычных автомобильных АКБ. Остается только собрать… Электродвигатель с помощью переходника (муфты) соединяется с валом стандартной коробки передач или редуктора. Управление питанием мотора реализуется либо релейным методом, либо более продвинутым тиристорным.  В итоге получается довольно интересная конструкция, которая, в зависимости от мощности электромотора, может ехать не хуже современного бензинового авто с турбиной.
Конструкция электромобиля  
Более того, владельцы таких электрических автомобилей совершенно небезосновательно утверждают, что их "железные кони" намного практичнее и выгоднее в обслуживании по сравнению с обычными "бензинками" и дизелями. Смотрите сами: двигателя внутреннего сгорания нет, значит, нет и масла в нем, нет фильтров, нет охлаждающей жидкости, нет свечей, нет ремня системы газораспределения (ГРМ) и т.д. А ведь именно эти детали обуславливают такую вещь как регулярное техническое обслуживание машины (ТО), которое стоит немалых денег. Даже авто без поломок "тянет" из кошелька своего хозяина приличные суммы. А здесь все так просто! Вопрос. Почему мы все еще не ездим на электромобилях?
 
Электромобиль: в чем выгода?
 
Дело в том, что с материальной точки зрения это едва ли выгодно, даже с учетом современных цен на классическое топливо. Электромобиль, как правило, заряжается от обычной розетки, а ведь электричество тоже не бесплатное. Да, в нашей стране киловатт-часы стоят относительно недорого, и, может быть, выгода маячит где-то невдалеке, но есть второй существенный фактор.
 
Даже самые современные аккумуляторы, используемые в авто, а они все еще свинцово-кислотные имеют ограниченный срок службы, зависящий от условий эксплуатации. Так, автомобильная АКБ в теории должна как можно меньше раз быть разряжена, а основная ее задача давать большой пусковой ток для стартера. Эксплуатация электромобиля, наоборот, подразумевает постоянный процесс заряд-разряд.  Даже самые передовые машины едут на одной зарядке не более 200…300 км. Затем процесс повторяется. Количество циклов весьма ограничено. Даже самые передовые разработки обещают около 200 000 километров пробега без замены аккумуляторов. Но это отнюдь не свинцово-кислотные АКБ, которые используются в сумме с новейшими технологиями, и стоят просто огромных денег. Добавить сюда изначально высокую стоимость самого авто, и становится совершенно ясно: с точки зрения экономии идея утопична. Факт. Если владельцы самодельных транспортных средств возразят, что обычные батареи намного дешевле, то стоит заметить, что и срок их службы в разы (!) короче. Да и стоят они не так уж и дешево, если кто-то не в курсе, то за последние годы свинцово-кислотные АКБ для авто подорожали в два раза.
 
Опять же, нам полностью понятен тот факт, что "Самоделкины" работают для собственного удовольствия, а массовый выпуск собираются наладить не в целях экономии, а целях сбережения окружающей среды. В Европе уже давно действуют драконовские меры по выбросам вредных веществ в атмосферу (стандарты EURO4, EURO5, большие налоги на старые авто, и т.д.), но прими европейцы хоть некий гипотетический стандарт EURO10, ничего принципиально не изменится, т.к. количество машин все время растет, а технология и так уже уперлась в теоретический минимум. Если раньше по улице проезжало 10 машин за минуту с содержанием в выхлопе CO более 2%, то теперь их проезжает 1000, пусть и со своими 0.1%. Надеюсь, мысль понятна.
 
Электромобили в этом плане намного "чище" классических авто, хотя и не на все 100%. Не стоит забывать, что получение той же электроэнергии не совсем безболезненно для экологии, да и производство аккумуляторов "чистым" не назовешь. Однако, все равно авто на электрической энергии для природы в десятки раз выгоднее  классического варианта.
 
На сегодняшний день можно назвать три параметра, тормозящих эту индустрию: высокая изначальная цена, плохие эксплуатационные качества и безопасность. Первое понятно, второе тоже: ехать можно или очень медленно, или быстро, но в любом случае недолго, да и канистру с электричеством в лес собой не возьмешь, а розеток там нет. Безопасность же - это отдельный фактор. Относительно недавно этот момент стал одним из главенствующих, и, наряду со скоростью и мощностью всегда выносится на всеобщее обозрение. Прежде чем авто попадет в салон, на специальных стендах будут разбиты десятки экземпляров, а всем известные звездочки EuronCAP уже давно примелькались. Интересно, кто-нибудь из людей, сделавших электромобиль своими руками, сможет сказать, что будет с водителем даже при небольшом лобовом столкновении, например, на скорости 20 км/час? Или боковом ударе? И что будет с пассажиром? То-то и оно… Дальше – больше! Серийные электромобили пока еще находятся на этапе бурного освоения, и о безопасности в них тоже нужно долго думать. Ведь используется совершенно другой кузов, другой баланс веса и т.д. Получилось так, что в некоторых странах подобные машины просто не допускаются к участию в дорожном движении, или допускаются таким образом, что покупателю проще плюнуть на экологию…
Но, несмотря на все эти трудности, индустрия электромобилей развивается, т.к. здоровье нашей планеты уже сегодня находится не в самой лучшей форме, и делать что-то надо. Практически любой именитый концерн сегодня считает своим долгом представить на суд публики нечто интересное и перспективное с приставкой "электро".
 
Что можно будет купить завтра?
 
Итак, представим на минуточку, что электромобиль уже завтра станет привычным средством передвижения, не будет никаких проблем с регистрацией подобной  техники, ее "заправкой" в любой точке мира, и т.д. Что же купить в такой ситуации придвинутому землянину?
 
 электромобиль Tesla EV
 
Одним из лучших электромобилей на наш взгляд является родстер Tesla EV. Это по-настоящему красивый спортивный авто. Максимальная скорость составляет 210 км/час, разгон до 100 км/час – за 3.9 секунд. Пробег на одном заряде АКБ достигает 400 км. Плохо одно – цена порядка $100 000. Хотя, если Вы - преуспевающий бизнесмен, артист или врач, то почему бы не купить для своего удовольствия такой экологически чистый родстер. С семьей на нем не поедешь, но добираться на работу очень приятно. Данный проект стартовал в США, и был сразу же широко поддержан всеми кругами населения, начиная от потребителей, заканчивая высокими государственными чинами, – понимают. Честь Tesla Motors делает еще и тот факт, что компания обещает сделать электромобиль по цене обычного европейского седана. Что ж будем надеяться, что вездесущий экономический кризис, поразивший штаты, пройдем мимо этой замечательной разработки. Хотя, откровенно говоря, сейчас не лучшее время воплощения таких идей.
электромобиль Lightning
Второй машиной подобного толка можно считать британскую разработку Lightning, которая тоже обладает потрясающим дизайном и мощностью. Разгон до 100 км/час осуществляется за 4 секунды. Основной же "фишкой" модели можно считать возможность полной зарядки  за несколько десятков минут, из-за использования литий-титановых АКБ NanoSafe. По заверению производителя они должны выдержать 15 000 циклов заряд-разряд, сохранив 85% своей емкости. Запас хода составляет около 300 км. Теоретический итоговый пробег впечатляет, современные бензиновые авто столько не ездят.… Но вот как будет работать эта машина на самом деле, покажет только время. Все мы знаем, что емкость АКБ резко падает на морозе, поэтому задумка выглядит красиво, но не для нашего климата. Да и вообще жесткий климат сильно тормозит развитие некоторых технологий, вспомнить для примера хотя бы дизельные двигатели, которое лишь в последнее десятилетие могут без проблем запускаться и работать при низких температурах. Запустить дизель старого образца при -20…25 градусах по Цельсию весьма трудно, а ведь это нормальная температура для нашей зимы. Примерно такая же ситуация проецируется и в плоскости электромобилей, ехать-то они могут, но комфорт езды сомнительный. Зимой потребуется огромное количество энергии для обогрева салона, работы стеклоочистителей, фар, и т.д., что резко уменьшит и так небольшой запас хода.
Электромобиль Pininfarina В0 
Достаточно интересным является уникальный проект итальянского дизайнерского бюро  Pininfarina под кодовым названием В0. Этот пятидверный компактный хэтчбэк способен разгонятся до сотни за 6.3 секунды, максимальная скорость также невелика – всего 130 километров в час. Запас хода достаточно скромный, 250-ю километрами сегодня уже никого не удивишь. Но, с другой стороны, разработка не лишена изюминки, т.к. заявленный ресурс аккумуляторных батарей составляет порядка 200 000 километров, что вполне сравнимо с жизненным циклом обычного ДВС автопроизводителей    второго эшелоноа. Ближайшими конкурентами Pininfarina В0 являются автомобили не менее именитых производителей Chevrolet и Nissan.
 
электромобиль Nissan EV-02
 
Опять же, среди основных достоинств прототипа Nissan EV-02 называется малое время заряда АКБ, когда 80% емкости восстанавливается уже за 15 минут. Официальные поставки на рынок планируются в 2010 году.
 
электромобиль Mitsubishi iMiEV
 
Примерно тогда же обещает быть готов и электромобиль Mitsubishi iMiEV, который может быть отнесен к классу исключительно городских авто, а чем говорят небольшие размеры и скромный запас хода около 200 километров.
 
Китайские электромобили
 
Естественно, не дремлют и китайцы, которые на прошлогоднем автосалоне в Детройте показали разработки малоизвестной у нас компании Tang Hua. Дизайн авто, как видно на фото, мягко говоря, можно назвать "интересным"… Повернутые в след головы и улыбки прохожих обладателям такой техники обеспечены. Но, что значит дизайн и максимальная скорость по сравнению с ценой? И здесь китайцы на высоте, т.к. стоимость машин поистине демпинговая. Самые простые варианты со свинцово-кислотными АКБ можно приобрести чуть ли не за $5000, более продвинутые версии с литий-ионными батареями  обойдутся порядка $10000. Деньги даже по сегодняшним кризисным меркам вполне реальные, однако, как ездить на "этом" широкой публике пока не известно.
 
Подводя итоги…
 
Хочется просто определить несколько основных выводов по затронутому сегодня вопросу. Итак:
  • Сами по себе электромобили, хоть и являются перспективной разработкой, но сегодня, равно как и в обозримом будущем, не предоставляют никакой материальной выгоды для пользователя. Поездки на электричестве не будут дешевле бензиновых, и тем более дизельных. Дальнейшее развитие данной отрасли целесообразно только из соображений экологической чистоты. Во всяком случае, это справедливо сегодня.      
 
  • Фактически сегмент рынка электромобилей на данный момент находится в состоянии зародыша, т.к. массовые премьеры назначены на 2010-2011 годы. Нет сомнения в том, что это предварительная дата, и можно смело добавить еще 1-2 года вследствие глобального экономического кризиса. Во-первых, компании сильно урезали средства на разработки. Во-вторых, упала покупательная способность самого населения. Ситуация так же омрачается отсутствием какой-либо инфраструктуры. Если бы авто заряжалось только от обычной розетки, но ведь порой требуются специальные преобразователи, которые по идее должны быть "раскиданы" по стране как обычные бензиновые колонки. Нет и специализированных СТО. Нет квалифицированных специалистов по обслуживанию. Так что реального начала массовых продаж в странах Европы и США можно ждать минимум через три-четыре года.    
 
  • С точки зрения технологий электрическая техника намного совершенней и надежней обычных двигателей внутреннего сгорания. Однако все без исключения разработки сыры, и по некоторым моментам вообще несовместимы с эксплуатационными условиями многих стран. Взять хотя бы климат средне-европейской части России, Беларуси или Украины. Летом все прекрасно. А зимой? Ведь никто не может сказать, как электромобиль поедет по заснеженным и обледенелым дорогам, и насколько процентов упадет емкость даже очень хороших аккумулятор при привычных для нас -20 С. Более того, все настолько ново и неопознано, что даже сами производители при перечислении основных характеристики ограничиваются лишь максимальной скоростью, временем разгона до сотни, запасом хода и жизненным циклом батарей. Нет даже малейшего намека на какие-то эксплуатационные качества, как-то электромобиль для семьи или спортивный электромобиль...    
 
  • Наконец, даже самые современные технологии производства аккумуляторов вкупе со всеми прогрессивными методами сохранения энергии не предоставляют желаемого удобства, и в автономном режиме машина проезжает 200…300 или, максимум, 400 километров. Сами АКБ безумно дороги и подвержены старению. Поэтому реального развития отрасли следует ждать лишь после научного прорыва в сфере сохранения энергии, наиболее логично ждать его в области исследования топливных элементов.
 
 
 TechLab logo

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .