Методика тестирования: 

Содержание:

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

13.12.2004 01:34 
0

Уже прошли те времена, когда наличие двух пластиковых "кричалок" размером со спичечный коробок возле компьютера вызывало зависть других пользователей. Сейчас двухканальной акустикой для ПК уже никого не удивишь, и производители стараются вовсю. Они придумывают новые модификации, завлекая покупателя то обещаниями о кристально чистом звуке, то низкой ценой, то вычурным дизайном.

Но возможность заиметь у себя дома акустическую систему пространственного звучания появилась у массового потребителя сравнительно недавно. Основная причина тому – высокая стоимость комплектов 5.1. Немногие производители компьютерной акустики уделяли внимание бюджетным решениям, как правило, их акустические системы были ориентированы на состоятельных пользователей.

Однако спрос порождает предложение. Сегодня положение на рынке акустических систем исправляется, и в Беларуси появляется все больше и больше систем уровня 5.1, причем по относительно небольшой цене. Естественно, в основном, в этом преуспевает "братский" Китай, который за последние несколько лет стремительно поборол закрепленный за ним стереотип "дешевого и некачественного производства". Сейчас многие именитые производители переместили свое производство именно в Китай, где теперь все производство стало более качественным при сохранившейся дешевизне.

И именно поэтому сейчас мы имеем возможность сравнить несколько представителей бюджетного решения формата 5.1, которые присутствуют на рынке акустических систем Беларуси. В сегодняшнем марафоне участвуют следующие системы:

  • Dowell KA-926CE;
  • Genius Deluxe 5.1;
  • SVEN IHOO MT 5.1.

Все они находятся в одной ценовой категории, которая доступна для большинства потребителей, желающих купить настоящий домашний кинотеатр.

Начнем с дебютанта белорусского компьютерного рынка – комплекта от Dowell.

Dowell КА-926СЕ

Новая фирма, да еще о которой мало кто слышал... Великий и могучий Интернет по первому же запросу выдал вот такую ссылку: http://techlabs.by/click.php?url=http://www.d-computer.net/. На сайте D-computer по этому поводу можно найти следующее: "Мы представляем на рынке две основные линейки продуктов. D-computer – это линейка устройств, комплектующих и периферийного оборудования, используемых в компьютерах и для компьютеров. Dowell – это линейка потребительских электронных устройств, предназначенных для бытового использования".

Ну, теперь более-менее понятно. Следовало готовиться к худшему, ибо "слава" акустических систем от D-Computer известна. Однако наши опасения были несколько преждевременны, но об этом позже.

Итак, встречайте: младший представитель торговой марки Dowell в разряде "акустика 5.1" – модель КА-926СЕ собственной персоной. "Препарируемый пациент" удобно расположился в картонной коробке размерами 500х700х480 мм (ВхШхГ). Весит коробка прилично, поэтому для ее перемещения необходимо как минимум два человека, а еще лучше – легковой автомобиль.

В коробке мы обнаруживаем:

  • сабвуфер;
  • 5 абсолютно одинаковых сателлитов;
  • 3 соединительных шнура типа "mini-jack – RCA" для подключения акустики к звуковой карте компьютера длиной 1.8 метра;
  • 3 переходника типа "mini-jack – RCA";
  • шлейф из шести проводов с разъемами типа "RCA – RCA" для подключения акустики к внешнему DVD-плееру;
  • вмеру удобный пульт дистанционного управления;
  • "жиденькая" мануалка.

Каждый провод упакован в индивидуальный полиэтиленовый пакетик, равно как и сателлиты с сабвуфером.

Производитель заявляет следующие характеристики данного комплекта:

  • низкочастотный динамик – 8 дюймов;
  • среднечастотный динамик – 3 дюйма;
  • высокочастотный – 1 дюйм.
  • Диапазон воспроизводимых частот:
  • 40 Гц – 180 Гц (сабвуфер);
  • 100 Гц – 20 КГц (сателлиты).
  • Размеры:
  • сателлитов (ВхШхГ) 230х125х125 мм;
  • сабвуфера (ВхШхГ) 400х280х380 мм.

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Внешний вид этого комплекта весьма симпатичен:

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Как видно, комплект сделан в стиле "под дерево" и обладает интересной изюминкой – красивой неоновой "моддерской" подсветкой каждого сателлита и сабвуфера (вертикальные синие пластиковые колбы по бокам). Подсветка осуществляется при помощи двух сверхъярких светодиодов в каждой колбе и включается/выключается отдельной кнопкой на задней стенке сабвуфера (а это совсем не лишнее, поскольку эта подсветка весьма яркая и через некоторое время здорово начинает раздражать). Думаю, любителям всего оригинального сей "мод" понравится.

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Естественно, что для работы подсветки к светодиодам необходимо вести питание. Поэтому инженеры, не мудрствуя лукаво, решили объединить в одном шнуре к сателлиту и сигнальные провода, и провода питания, снабдив общий провод разъемом, очень похожим на разъем S-Video (кто не в курсе, этот разъем похож на PS/2). Провода к передним и центральному сателлиту имеют длину 1.5 м, к тыловым – 4.2 м, что вполне достаточно.

Так... Первое разочарование – никаких подставок или штативов для тыловых сателлитов не обнаружено. На тыловых сателлитах, правда, присутствуют два отверстия диаметром 5 мм с резьбой, видимо, для крепления к стойкам или кронштейну в стене квартиры. Этакий "сделай сам".

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Нехорошо, стойки либо придется делать из подручных материалов, либо покупать отдельно, либо крепить сателлиты на стенах шурупами...

Кстати, эти отверстия, равно как и отверстия для выхода шнура из сателлитов (последний впаян намертво), ничем не загерметизированы изнутри, что совсем не лучшим образом повлияет на качество звучания. Объяснение простое – если сателлит делается в акустическом оформлении типа "закрытый ящик", то этот самый закрытый ящик должен быть полностью герметичным, иначе все дыры будут выполнять роль фазоинверторов акустической системы, что применительно к нашей ситуации даст дополнительные пики на кривой амплитудно-частотной характеристики сателлита (АЧХ). Возможно, на слух сами пики отчетливо и не будут слышны, однако ухудшить качество звучания им вполне по силам.

Ну да ладно, перейдем к самим сателлитам. Среднечастотное звено – широкополосный динамик – вот такое:

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Бумажный диффузор покрыт сверху "пупырышками", видимо, с целью подавления резонансных пиков динамика (по крайней мере, большинство производителей динамиков любят приводить именно такое объяснение). Подвес тканевой, с пропиткой. Амплитуда хода диффузора приличная для "среднечастотника", а сравнительная легкость хода означает весьма приятное обстоятельство – низкую резонансную частоту динамика, из-за чего динамик будет способен отыгрывать более низкие частоты, чем его собратья. Как выяснится, это окажется очень востребованным качеством.

Увы, но фильтров, ограничивающих полосу частот, которую будет воспроизводить высокочастотный динамик, у среднечастотного динамика нет. А это означает только одно: ухудшение качества звучания на частотах, близких к пределу возможностей для этого динамика. Это частоты в районе 12-13 кГц, где неравномерность АЧХ СЧ-динамика будет максимальной. Впрочем, это стандартная "болезнь" для всех акустических систем нижнего и среднего ценового диапазона. Да уж, что греха таить, и многих дорогих акустических систем бытового использования.

Зато сателлиты снабжены высокочастотными динамиками. Обычными, правда, с бумажными диффузорами, зато честно отыгрывающими частоты до 18 кГц .

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

К качеству их звучания мы вернемся позже, а пока стоит отметить, что в качестве фильтра, обрезающего низкие частоты, использован электролитический конденсатор емкостью 4.7 мкФ. Зная сопротивление ВЧ-динамика постоянному току (около 3.8 Ом) несложно вычислить частоту среза такого фильтра – она составляет около 9000 Гц, что вполне приемлемо для фильтра первого порядка.

"Электролит в качестве фильтра – это зло!" – скажет посвященный пользователь и будет абсолютно прав. Это пагубно повлияет на качество высоких частот. Однако и тут мы вынуждены напомнить, что, как и в случае с фильтрами на среднечастотном динамике, большинство производителей ставят в свою акустику именно электролиты в качестве фильтров.

Динамики крепятся в корпусе сателлита безо всяких герметизирующих прокладок. Вспомнив, что хуже и так уже не будет (отверстия на тыльной стороне сателлитов), примем это обстоятельство к сведению стоически.

Звукопоглотитель в сателлитах отсутствует. Хотелось бы видеть его там, хоть какой-то. Это помогло бы избавиться от многих всплесков АЧХ или, как минимум, сгладить их. Однако звукопоглотителя нет, и придется с этим мириться.

Динамики закрываются декоративной пластиковой решеткой, обтянутой акустически прозрачной тканью, к решетке крепятся уже упомянутые колбы подсветки из прозрачного оргстекла. Внешний вид, конечно, на высоте, нужно отдать должное дизайнерам.

Материал, из которого сделаны как сателлиты, так и сабвуфер, – прессованный картон, он же оргалит. Да-да, вы не ослышались. Не МДФ, как это часто бывает, а именно картон. Причем весьма хороший с акустической точки зрения – плотный и тяжелый. Стремления разработчиков видны невооруженным взглядом – максимальное удешевление конечного продукта. Конечно, поначалу избрание подобного материала несколько настораживает. Однако по своим характеристикам он ничуть не хуже того же МДФ. Единственный недостаток – так это то, что шурупы-саморезы (на которых, собственно, и крепятся все элементы в сателлитах и "сабе", включая динамики и усилитель) после нескольких вкручиваний и выкручиваний "проедают" в картоне резьбу. Однако не для того же вы брали акустику, чтобы каждый день ее раскручивать по винтикам?

Как среднечастотный, так и высокочастотные динамики экранированы от магнитного поля, в результате чего сателлиты можно безбоязненно располагать возле телевизора или монитора.

Замер резонансной частоты среднечастотного динамика сателлитов показал, что она составляет 150 Герц. Это хороший результат, поскольку основной болезнью дешевых комплектов акустических систем является повышенная резонансная частота СЧ-динамиков, и, как следствие, неспособность нормально отыграть частоты ниже резонансной частоты, так называемую "нижнюю середину" (около 150-250 Гц, а это сильно "бьет" по слуху, особенно если сабвуфер не "вытягивает" эти частоты).

Перейдем к сабвуферу. Размеры его таковы: 385х280х375 мм (ВхШхГ). Вес составляет порядка 9 кг, что не мало для конструкции таких размеров, однако и не особенно много. По крайней мере, он не будет прыгать у вас по полу, пытаясь воспроизвести басы пониже и поглубже. Ножки сабвуфера пластиковые, покрыты напылением "под хром", с резиновыми пятачками на концах. Передняя панель выполнена в серебристых и черных тонах, остальное же, как уже упоминалось – "под дерево". На передней панели обнаружены кнопки "Bass +", "Bass –", "Stand-By", "Type", "TV", "CD/DVD" и "DVD" – для переключения на соответствующие входы сигнала. Регулировка громкости осуществляется дискретным барабанчиком, а попросту – ручкой, вращающейся ступенчато, со щелчками.

Провод питания, пожалуй, коротковат, – всего 1.4 метра. В случае, если вы захотите поэкспериментировать с расположением сабвуфера в комнате, придется подумать и об удлинителе.

Динамик – типичный восьмидюймовик, с бумажным диффузором, покрашенным черной краской, жесткий (это уменьшит количество искажений при большой громкости), вогнутый пылезащитный колпачок, который также весьма жесткий..

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Расположение – "лицом вниз", то есть динамик направлен в пол. Это имеет некоторые преимущества, поскольку позволяет немного усилить бас по сравнению с классически расположенным динамиком. Подвес динамика из прессованного поролона однако не сказать, чтобы мягкий, что в конечном итоге может дать нам более высокую, чем хотелось бы, резонансную частоту.

Фазоинвертор пластиковый, выведен на заднюю стенку сабвуфера. Длина составляет 13 см,  по форме имеет плавное расширение с обоих концов – весьма излюбленный прием многих производителей акустики, поскольку позволяет добиться при меньшей длине фазоинвертора более низкой частоты настройки сабвуфера. Об этом поговорим несколько позже.

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Диаметр фазоинвертора невелик и дает повод опасениям, что в особо "басистые" моменты воздух, проходящий через него, достигнет скорости, достаточной для свиста. Однако по независящим от фазоинвертора обстоятельствам мы не дождемся от него свиста, об этом поговорим чуть ниже.

Кроме фазоинвертора на задней панели имеется также 6 входов типа "тюльпан" для подключения к 6-канальному источнику сигнала, 6 таких же входов для подключения трех источников стереосигнала (телевизор, CD-плейер, иной источник), выключатель питания и выключатель неоновой подсветки, 5 выходов на сателлиты, две большие наклейки, всячески предупреждающие нас о риске обжечься или получить удар током и не очень впечатляющих размеров радиатор охлаждения горячей электронной начинки сабвуфера. Забегая вперед, следует сказать, что сомнения по поводу слишком малых размеров радиатора оказались напрасными, потому как даже на значительном уровне громкости он грелся вполне в меру.

Корпус сабвуфера, как уже говорилось, из прессованного картона, на нижней панели (в которой крепится динамик) – 25 мм, все остальные стенки – 15 мм. Для такой мощности динамика этого вполне достаточно, конструкция получается вполне жесткой. Полезный объем (без учета плат усилителя, трансформатора и тыловой части динамика) составляет 25 литров. Неплохо, позже посмотрим, как это отразится на частоте настройки сабвуфера. Звукопоглотитель отсутствует. Печально, если на кривой АЧХ сабвуфера будут "горбики", "подравнять" их будет нечем. Точнее, звукопоглотитель есть. Им обернуты провода от плат усилителя до трансформатора, предусмотрительно удаленного на противоположную стенку корпуса. Интересно, для чего было снабжать жгут проводов звукопоглотителем, если в сабвуфере он отсутствует?

Трансформатор невпечатляющих размеров спрятан на передней стенке сабвуфера и, судя по маркировке на нем, обеспечивает на выходе с выпрямителя двухполярное питание +/– 9 вольт при 4 амперах тока.

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Самое время перейти к усилителю и проверить, что может выдать нам оный при таком заявленном напряжении. В качестве оконечного усилителя для всех каналов применены микросхемы TDA2030A и их клоны – UTC2030, причем для низкочастотного динамика они включены по мостовой схеме (что позволяет добиться большей мощности при одинаковом подводимом напряжении).

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

"Даташит" на эти микросхемы живописует нам типичную мощность при минимальном уровне искажений в 14 ватт. При питании +/– 18 вольт. Соответственно, при +/– 9 вольтах мы будем иметь всего лишь 7-8 ватт. Маловато, однако...

Накопительных емкостей используется всего 9400 мкФ (2 конденсатора по 4700 мкФ), что с учетом питания всех шести каналов окажется мало.

Наличие толстого слоя клея на всех элементах, выходящих наружу из корпуса сабвуфера через пластину, на которой крепится усилитель – как бальзам на сердце. Все выключатели, гнезда выходов и провода также залиты клеем. Не сказать, чтобы уж очень качественно, но, по крайней мере, прилично.

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Дюралевая пластина, к которой крепятся все платы и которая сама является частью задней стенки сабвуфера, прижимается к последней через прокладку из пористой резины, равно как и радиатор с микросхемами усилителя. Отрадно, из-под них тоже не должно "сифонить".

Ну, а теперь к самому вкусному – к прослушиванию. Включаем комплект и... слышим вполне громкий щелчок в сателлитах и сабвуфере. Да, вторая типичная болезнь акустики нижней ценовой категории присуща и этому комплекту – отсутствует схема задержки при включении, которая включает питание оконечного усилителя только после того, как зарядятся конденсаторы. Не сказать, что это как-то портит динамики или усилитель, однако перспектива слышать щелчки при каждом включении не радует. Благо есть возможность переводить систему в режим ожидания (stand-by), при котором нет необходимости выключать весь комплект кнопкой на задней стенке сабвуфера.

Также не радует отсутствие приличных фильтров по питанию – некоторые особо злостные помехи вроде мгновенной большой нагрузки (включение микроволновой печи за стенкой, например) отчетливо слышны в динамиках.

Порадовало практически полное отсутствие фонового шума. Сказывается низкая чувствительность микросхем усилителя. Фон начинает появляться лишь при положении регулятора громкости, близкой к максимуму.

Хм... При регулировке громкости звука слышно негромкое похрустывание. Вряд ли это недостатки электроники, скорее, это сделано специально. Хотя, потаенный смысл сей "фичи" остался для нас загадкой.

Светоиндикатор на передней панели сделан оригинально: он моргает зеленым цветом, когда увеличиваешь громкость, а красным – когда уменьшаешь. Однако, к сожалению, из-за отсутствия иных индикаторов невозможно определить насколько уменьшился или увеличился сигнал на передние сателлиты, центр или тыл, каков уровень баса – это приходится делать на слух.

Высокие частоты хороши, отчетливо передают все мелочи в звучании, однако склонны к излишнему выпячиванию самого верха и "цыканью". Прямо скажем – это мечта поклонника поп-музыки, где "задранный" верх считается признаком хорошего тона.

Средние частоты, как и ожидалось, не столь хороши. Здесь играет роль и отсутствие фильтра высоких частот на среднечастотном динамике, и негерметичность сателлитов, и отсутствие звукопоглотителя. Из-за этого "серединка" кажется немного "зажатой" и невнятной. Однако, как уже говорилось, низкая резонансная частота СЧ-динамика позволяет добиться того, что сателлиты начинают воспроизводить частоты примерно со 180 Герц (спад АЧХ примерно –3 дБ на 150 Гц, выход на 0 дБ к 180 Гц). Это отлично, поскольку спад частот, воспроизводимых сабвуфером, начинается как раз в районе 150 Гц. Таким образом, если мы и имеем небольшой провал АЧХ на средних частотах, то весьма небольшой (шириной примерно 30 Гц), практически незаметный на слух. Похвально, что этот стандартный недостаток многих дешевых акустических систем в исследуемой модели отсутствует.

Направленность средних и высоких частот весьма широка, даже под сравнительно большим углом к сателлиту звучание не меняется вследствие ухода от центра излучения звуковых частот (динамиков).

Низкие частоты – разговор особый. Для определения частоты настройки фазоинвертора сабвуфера произведем замер Z-характеристики (импеданса) низкочастотного динамика. В отличие от замера АЧХ посредством использования микрофона, этот метод дает безошибочные результаты (а микрофон с линейной АЧХ еще и поискать надо, и стоит он больше сотни долларов). Смотрим график:

Обзор трех акустических систем 5.1 в ценовой категории до 150 у.е

Частоте настройки соответствует самая низкая точка между двумя "горбами" импеданса динамика, то есть точка В (40 Герц). Что ж, особая форма фазоинвертора позволила добиться достаточно низкой частоты настройки, вследствие чего мы по идее должны слышать бас от этого сабвуфера, начиная от 35-40 Герц. Однако, как видим, наличие второго пика импеданса динамика, размером в полтора раза больше, чем первый, говорит нам о том, что в районе 75-85 Герц мы услышим отчетливый "горбик" (несмотря на низкую настройку фазоинвертора, сказывается малый объем сабвуфера и высокая полная добротность конкретно этого динамика). Так оно и оказалось на самом деле – сабвуфер явно склонен к излишне громкому воспроизведению указанных частот, то есть, попросту говоря, он немного "бубнит" на этих частотах. Испытание частотного диапазона на генераторе звуковых частот отчетливо выдает "горб" АЧХ на частотах от 70 до 85 герц. Подозрения в направленности этой модели Dowell на слушателя поп-музыки только укрепляются.

Отлично, воздух, проходя через фазоинвертор, даже на большой громкости не свистит! Но! Появляется другая, гораздо более серьезная проблема: при громкости, близкой к двум третям от максимальной, динамик начинает заметно "хрипеть". Вряд ли это вина самого динамика, усилителю явно не хватает питания. Предположение подтверждается яростным миганием неоновой подсветки в такт басам. Питания усилителю не хватает, факт. В этом виноват в первую очередь не слишком мощный трансформатор, а также небольшая емкость конденсаторов по питанию.

К этой проблеме подключается и вторая, которой, признаться, мы совсем не ожидали: начинает шипеть воздух, проходя через разъемы для сателлитов на задней стенке сабвуфера. Обильно политые клеем, тем не менее, они пропускают воздух, отчего звучание баса становится отвратительным.

Следует сказать, что оба этих недостатка проявляются одновременно и только на большой громкости. При обычном повседневном прослушивании вы вряд ли станете выкручивать громкость на максимум, чтобы усладить своих соседей грохотом спецэффектов из свежекупленного блокбастера на DVD. Да, недостаток, причем серьезный, есть, однако проявляется он лишь при большой громкости.

Прослушивание на данном комплекте музыкальных композиций различных стилей и направлений показало, что особую привязанность эта модель от Dowell питает к типичной "попсе". Тем не менее, джаз, рок и металл звучат вполне пристойно. Классическая музыка звучит слегка бледно – все из-за той же "задавленной" серединки.

Просмотр фильма с DVD-диска с 6-канальным звуком поразил, если честно. Несмотря на все вскрытые недостатки, звучание в фильмах отличное. Перемещение звуковой панорамы отчетливое и достоверное. Взрывы и прочие спецэффекты радуют своей реалистичностью. Очевидно, комплект изначально задумывался именно как акустика для домашнего кинотеатра. И с этой ролью Dowell KA-926 CE справляется достойно.

Пора подвести предварительные итоги. Изучение "пациента" показало, что он представляет собой типичную массовую модель акустической системы нижнего ценового диапазона, однако выгодно отличающуюся от конкурентов как стильным дизайном, так и сравнительно высоким качеством звучания.

Перейдем к следующему комплекту – Genius Deluxe 5.1.

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .