Аналитика: 

Содержание:

Web 2.0 и Web 3.0: радикальные изменения или маркетинговый ход?

07.04.2008 00:05 
0

Web 3.0 – перспективные идеи 

Если с концепцией Web 2.0, пусть и немного туманной, все понятно, то с концепцией Web 3.0, о которой речь зашла совсем недавно, непонятно ровным счетом ничего. Собственно и концепции-то нет как таковой. Есть несколько вариантов развития Интернета, и каждому из них создатели пытаются навесить индекс 3.0. Посмотрим, что же за идеи создатели пытаются гордо окрестить Web 3.0. Итак, это:  

  • идея Web'а, создаваемого профессионалами;
  • семантическая паутина;
  • мультимедиапаутина;
  • вездесущая сеть;
  • 3D Web. 

Рассмотрим эти идеи по порядку и начнем с идеи Webа, создаваемого профессионалами, продолжая тем самым начатый разговор о качестве пользовательского контента. 

Web, создаваемый профессионалами 

Как мы говорили выше, Сеть все больше и больше заполняется некачественной информацией, создаваемой пользователями. Однако низкосортным контентом сложно привлечь к себе пользователей. Поэтому и родилась идея Web'а, создаваемого профессионалами на технологической платформе Web 2.0. Именно такое определение "третьему Интернету" дал известный Web-предприниматель Джейсон Калаканис (Jason Calacanis), создатель поискового стартапа Mahalo.com. Калаканис уточняет, что на современном этапе развития Сети социальную сеть или иной сервис можно создать с нуля практически бесплатно – таким образом, данных проектов становится слишком много, и они утрачивают свою ценность. Он считает, что если платформу Web 2.0 начнут использовать профессионалы для создания чего-то нового и интересного, это и будет Web'ом 3.0.  

Web

Джейсон Калаканис 

Именно привлечение профессионалов, которые будут заниматься проверкой изложенных в пользовательских материалах фактов, редактированием заголовков и ошибок и, по сути, фильтрацией информации, по мнению Калаканиса, поднимет Интернет на качественно новый уровень. 

Одна из идей Yahoo предполагает, что пользователи будут давать оценки найденным в Сети сайтам, а другие затем смогут получить информацию о сайте с оценкой одобрения или неодобрения первыми и при этом, естественно, сами смогут его оценить. Однако оценка на уровне "классно/отстойно" понятна скорее машинам, нежели человеку. В итоге к привычным системам сортировки добавляются несколько параметров, что в результате может привести к созданию новых форм спама, учитывающего эти параметры. Отсюда становится понятным, что пока лучшим проводником актуальной и полезной информации от человека к человеку является как раз-таки человек. Естественно, этот человек должен быть профессионалом в своей области.  

В то же время предлагается оценивать контент, размещаемый членом какого-либо сообщества, остальными пользователями этого сообщества. Это должно создать своеобразный рейтинг пользователей для выявления тех, кто предоставляет наиболее полезную информацию и простых графоманов, строчащих ежечасно "шлак". Соревновательный элемент, во-первых, способствует общему повышению качества выкладываемого контента, во-вторых, позволяет выявить экспертов внутри самого сообщества. А это один из шагов к ненавязчивой рекламе. Ведь такие эксперты, с одной стороны, как никто другой знают настроение и интересы своего сообщества, с другой – им доверяют пользователи. Поэтому при правильном подходе такие эксперты могут ненавязчиво рекламировать какие-либо товары или услуги, актуальные для данного сообщества, давать консультации, при этом все это будет выглядеть вполне естественно. 

Возможна схема развития, при которой пользователи за высоко оцененный контент получают деньги, поэтому они будут стремиться самостоятельно рекламировать ресурс, а соответственно, и свой материал в других сообществах. 

Поэтому привлечение профессионалов может не только поднять уровень размещаемого контента, но и вывести на качественно новый уровень Интернет-рекламу.  

Семантическая паутина 

Семантическая паутина сегодня рассматривается как одна из основополагающих концепций Web'а 3.0. Хотя идеи семантической сети уже рассматривал в конце 90-ых годов ХХ века все тот же Сэр Тимоти Джонс Бернерс-Ли.  

Впервые о семантической паутине активно заговорили в 2001 году, когда в журнале Scientific American была опубликована статья Тима Бернерса-Ли, Джеймса Хендлера и Оры Лассилы под названием "Семантическая сеть", в которой программные агенты выполняют задачи, которые сложно выполнить человеку.  

Как же должна функционировать семантическая сеть? По мнению Тима Бернерса-Ли, потребуется аннотировать все Web-страницы всеми возможными видами читаемых машинами метаданных, также использовать универсальные идентификаторы ресурсов URI для того, чтобы сделать информацию в Сети более понятной компьютерам. По своей сути URI могут идентифицировать не только объекты, размещенные в Сети, но и "оффлайновые" объекты, например, людей, города и т.д. 

В 2004 году уже появились официальные стандарты, описывающие метаданные, – это инфраструктура RDF (Recourse Description FrameWork), которая представляет собой способ описания экземплярных данных в формате субъект-отношение-объект, и язык описания онтологий OWL (Web Ontology Language). В 2005 году компания Oracle включила поддержку RDF в свой продукт Spatial 10.2g. Эксперименты с базами данных RDF показали многие их преимущества, в частности, в отношении встраивания данных в Web.  

"Хранение профилей с применением RDF выгодно по двум причинам. Во-первых, RDF обеспечивает гибкую схему хранения данных, что позволяет сохранять дополнительные типы информации, о которых не было известно при первоначальной разработке схемы. Во-вторых, это помогает создавать Web-подобные отношения между данными, что нелегко сделать в обычной реляционной базе данных" – это слова Microsoft.  

Web

Граф визитной карточки основателя Википедии в формате RDF. Все элементы этого графа (как узлы, так и дуги) являются URI, включая литерал, изображённый в оранжевом прямоугольнике. 

В ноябре 2006 года инженер Yahoo Дейв Беккет объявил, что сайт Yahoo Food использует RDF и OWL, а также ряд других технологий. Платформа Интернет-телевидения Joost в партнерстве с Viacom также широко использует RDF. 

С признанием RDF был разработан протокол SPARQL и язык запросов RDF Query Language.  

Однако аннотирование всего Web'а – проблема огромного масштаба, ведь для развития концепции семантической паутины в понимании Тима Бернерса-Ли требуется огромное количество метаданных для каждой страницы.  

Web

Стек понятий семантической паутины 

Другой подход к построению семантической паутины предлагает компания AdaptiveBlue, которая разработала модуль BlueOrganizer. Суть этого подхода состоит в том, что когда вы заходите на какой-либо сайт, модуль автоматически определяет его тематику и извлекает аналогичную информацию с других сайтов и служб данной тематики. 

Поэтому сегодня сторонники семантического Web'а делятся на несколько лагерей: тех, кто поддерживает идеи Тима Бернерса-Ли, например, Нова Спивак, руководитель Radar NetWorks, и тех, кто верит в возможности искусственного интеллекта, таких как Алекс Айскольд, главный управляющий AdaptiveBlue. 

Некоторые же предлагают еще и семантические поисковые системы. Суть идеи состоит в усовершенствовании привычной поисковой модели Google и выйти за рамки поиска по ключевому слову, тем самым приблизившись к модели запросов на естественном для человека языке. На проектирование средств обработки естественного языка тратится много времени и денег, однако становится понятным, что для осуществления такого поиска более приемлема модель семантической паутины, предложенная Сэром Бернерсом-Ли. 

Мультимедиапаутина 

Как мы только что говорили, поиск в Сети осуществляется в основном по ключевым словам. Именно с их помощью мы осуществляем поиск как текстовой информации, так и мультимедиа.

Сегодня поиск мультимедиа производится по текстовым описаниям медиафайлов. И если вы хотите найти фотографию Билла Гейтса, например, то вы вводите его имя в поисковик и надеетесь, что при переборе всех графических файлов с описаниями "Билл" и "Гейтс" найдутся нужные. Однако здесь все зависит от качества описания файлов, и зачастую многие полностью соответствующие искомым файлы пропускаются, в то время как "мусор" проскакивает в результаты поиска. 

А почему бы не искать музыкальные композиции, например, по их фрагментам? Ojos и Polar Rose работают над поиском по образцам мультимедиафайлов. Например, по фрагменту песни любимой рок-группы вы сможете получить ссылки на другие похожие произведения других исполнителей, а введя в поисковик фотографию любимой картины, в итоге получите сотни других произведений живописи. 

В настоящее время уже существует несколько служб, в которых подобная концепция реализована. Ojos, весной 2006 года представила Web-инструмент обмена фотографиями Riya (www.riya.com), который автоматически снабжает тегами изображения, используя технологии распознавания черт лица. Точность этого инструмента находится на весьма высоком уровне, и Ojos планирует распространить эти технологии для поиска изображений в масштабах всемирной сети. В рамках этой идеи компания запустила службу Like.com, которая представляет собой средство для поиска товаров. Пользователь выбирает фотографию нужного ему товара, а служба находит и демонстрирует другие похожие продукты. 

Web

Главная страница Riya.com 

Web

Главная страница Like.com 

Существует аналогичная служба и для аудиоматериалов, именующаяся Pandora. Она создана группой любителей музыки и специалистов, которая, начиная с 2000 года, проанализировала и проаннотировала музыкальную структуру песен более 10 тысяч исполнителей. Однако, как мы видим, здесь применяются все те же описания, предложенные Бернерсом-Ли.

IBM и BBC в марте 2007 года заявили о создании поисковой системы, способной производить поиск по содержимому видеофайлов. Вторым этапом реализации проекта должно стать создание архива из 1.5 миллиона часов видеозаписей ВВС.  

Разработкой подобных технологий поиска по содержимому мультимедиафайлов занимаются не только на Западе, но и в Беларуси, на факультете радиофизики и электроники Белорусского государственного университета.  

Вездесущая сеть 

Сегодня Web вышел далеко за рамки настольных компьютеров и ноутбуков. Всемирная паутина доступна с телефонов и КПК. Предполагается, что Сеть станет доступной буквально везде и с помощью всего, чего угодно. Существуют идеи зеркал для ванной комнаты, подключенных к Интернету, окон, получающих информацию о погоде из Сети и "знающих", когда нужно открыться, а когда закрыться. 

Концепция Web 3.0, разрабатываемая в рамках проекта WIP Евросоюза, предполагает изменение архитектуры Сети в соответствие сегодняшним требованиям. Марсело Диас де Аморим, один из разработчиков этой концепции, говорит следующее: "Web 3.0 предполагает создание надежного, гибкого, оптимизируемого и при этом "дружественного" по отношению к пользователям набора технологий и стандартов, которые позволили бы любому пользователю, где бы он ни находился, идентифицировать любое находящееся поблизости от него устройство и создать сеть с ним. Это станет возможным даже в отсутствие у него каких бы то ни было технических знаний".  

Все это выглядит вполне реальным с развитием беспроводных сетей наподобие сетей сотовой связи.  

3D Web 

Трехмерный Web в перспективе может дать нам возможность поместить свое виртуальное воплощение в практически любую точку виртуального пространства. Так вы сможете, например, увидеть понравившийся вам дом, не имея возможности увидеть его в данный момент в реальности. Сможете также посетить достопримечательности других городов, если вы не можете посетить их в реальной жизни, музеи, возможно, пересечься там с виртуальными "Я" своих реальных друзей. Что-то подобное сегодня уже предоставляет Google Earth.  

Заключение 

Итак, мы рассмотрели основные концепции развития Интернета сегодня и модели развития в ближайшем будущем. 

Можем признать, что термин Web 2.0 имеет полное право на жизнь. Да, концепция "второго Web'а" несет в себе как плюсы, так и минусы, однако она коренным образом изменила взгляды на Интернет, изменила его смысл, можно сказать. Широкое развитие блогов, социальные сети, файлообменные сети, AJAX, XML, RSS и другие явления и технологии – это то, что принес с собой Web 2.0 и что сегодня выглядит само собой разумеющимся.  

Конечно, обильные инвестиции в проекты Web'а 2.0, которые зачастую не приносят прибыли, могут привести к повторению событий осени 2001 года ("крах доткомов") и многие компании просто канут в Лету, однако выживает сильнейший – это всем известно. Здесь можно попытаться предсказать, что станет с социальными сетями в ближайшее время. Многие пользователи уже утратили интерес к проектам вроде "Одноклассников", ведь к этому времени уже нашли всех, кого хотели, и вопросы в стиле "Как сам/как жена/как дети" обсудили. Поэтому рискнем предположить и согласиться с мнением некоторых аналитиков, что далее будут развиваться узконаправленные сети, несущие определенную полезность, например, сети, объединяющие автовладельцев, программистов, людей, работающих в одной и той же сфере и т.д. Ведь в таких сетях можно найти гораздо больше полезной информации и полезных людей. 

Возможность размещения пользователями собственного контента как один из основополагающих аспектов "второго Web'а", приводит к тому, что Сеть становится более "живой", что ли. Ведь зачастую интересно узнать не только мнение профессионалов, но и мнение простых окружающих, которое часто более близко простым пользователям для восприятия и понимания. 

Конечно, правы и те, кто считает, что засилье низкокачественного содержимого - это плохо и ведет к засорению Сети. Это на самом деле так, и тут сложно что-то оспаривать, однако говорить о том, что это снижает общую культуру пользователей Сети, на наш взгляд, не совсем правильно. 

Необходимость повышения качества информации и избавления от "мусора" приводит нас к одной из концепций Web 3.0 – Сети, создаваемой профессионалами. Однако посмотрите, сколько различных моделей и концепций было приведено в рассмотрении Web'а 3.0. Мы привели их пять. Не факт, что к моменту прочтения вами этой статьи кто-нибудь не придумает очередную идею и не назовет ее громким термином Web 3.0. Ситуация с этим понятием напоминает перетаскивание одеяла на себя или кто круче придумает идею и назовет ее Web 3.0. Поэтому в рассмотрении "третьего Web'а" мы пришли к мнению, что этот термин пока что "притянут за уши", ведь ни одна из идей, рассматриваемых в рамках Web 3.0, не нашла, по большому счету, глобальной реализации. Наиболее просто реализуемой выглядит идея Web'а, создаваемого профессионалами, однако мы считаем, что развитие этой идеи сложно назвать новым этапом в истории Сети. А вот если завтра мы встанем, откроем Гугл, продиктуем в микрофон "Новую серию любимого сериала" и сможем почти мгновенно начать ее просматривать, тогда сможем с уверенностью говорить о том, что всемирная паутина в своем развитии вышла на новый уровень, имя которому Web 3.0.

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .