Автоlabs: 

Содержание:

В мире автомобильной акустики

04.11.2008 00:04 
0
Классика, джаз, рок, блюз… Каждый человек отдает предпочтение одному или нескольким жанрам музыки. Для многих музыка – легкое дополнение к повседневной суете, а для некоторых – неотъемлемая часть всей жизни. Эра цифровых технологий и всеобщей миниатюризации позволяет человеку наслаждаться любимыми произведениями на улице, работе и в транспорте. Рынок предлагает несметное количество моделей MP3- и CD -плееров, наушников и различных развлекательных устройств, но для некоторых этого становится уже недостаточно.
 
С каждым годом на дорогах нашей страны увеличивается количество автомобилей и число автовладельцев, а в часы пик образуются пробки. Все больше и больше времени мы начинаем проводить за рулем. Радио и компакт-диск с любимой музыкой становятся для нас самыми желанными спутниками, поэтому все чаще автовладельцы начинают предъявлять более высокие требования к интерактивно-развлекательным системам автомобиля и в первую очередь к акустической системе.
 
автомобильноя акустика
 
Большинство автомобилей, выпущенных до конца 90-х годов, комплектовались штатной кассетной магнитолой. В основном, имея магнитную ленту в качестве носителя звука, акустический тракт "упирается" в качество самого носителя, после чего дальнейшее развитие системы заходит в тупик.  Те времена прошли, и кассета уступила место более удобному и качественному формату – компакт-диску. Это стало переломным моментом и дало ощутимый толчок для совершенствования старых и созданию новых компонентов автомобильной акустической системы. Постепенно индустрия автозвука развилась в отдельное направление, предлагающее на сегодняшний день большое количество устройств, помогающих нам воплотить идею музыкального центра на колесах.
 
За кажущейся простотой выбора и установки акустической системы скрывается множество различных нюансов и деталей, о которых многие из нас даже не догадываются. На данный момент существуют специализированные центры по подбору и установке акустических систем. Казалось бы, за что они берут деньги? Купил динамики, "врезал" их в полку и наслаждайся музыкой! Но все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому давайте рассмотрим основные тонкости, с которыми приходится ежедневно сталкиваться профессиональным установщикам акустических систем
 
Музыкальные предпочтения
 
Весь процесс подбора акустического тракта начинается с фундаментального вопроса – нет… не о размере средств, которые вы готовы потратить, отправным пунктом являются ваши музыкальные предпочтения. К примеру, если вы предпочитаете слушать R&B или Rock, то необходимо задуматься об установке сабвуфера, а если вы больше склонны к живой инструментальной музыке, то наиболее важным становится фронтальная акустика, в задачу которой входит четкая передача вокала и живых инструментов. Для корректного воспроизведения вокала и инструментов также необходимо подбирать более дорогие модели головных устройств, которые не приукрашивают звук, не мешают инструменты "в кашу" и соблюдают правильный тональный баланс. После определения ваших вкусовых предпочтений перейдем непосредственно к самой весомой детали…
 
Автомобиль
 
Именно автомобиль является начальным звеном длинной цепочки нюансов установки акустической системы. Необходимо внимательно изучить кузов, интерьер, размер салона и багажного отделения. Делается это для оценки проведения необходимых работ по улучшению акустических свойств интерьера, кузова, а также для расчета мощности динамиков и объема "ящиков", изготавливаемых под них. Основная задача салона автомобиля – не мешать воспроизведению музыки. Если говорить о низких частотах, то чем меньше автомобиль, тем сложнее получить в нем мощный бас, а вот длинные автомобили как раз подходят для басовой прокачки. Объясняется это различием в объеме салона: маленькую машину просто "надувает", и вся машина наполняется звуком, и баса не чувствуется, а в автомобилях типа универсал объем салона позволяет сабвуферу "развернуться", а звуковой волне проходить по всему объему салона без значительных преград.
 
автомобильноя акустика
 
 
Но на звук оказывает влияние не только размер автомобиля, но и страна его производства. Так, в музыкальном плане отличие японских и американских автомобилей от европейских значительно больше, чем отличие разных видов кузовов. Японские машины имеют меньшее количество металла, и их кузовы слабоваты, что приводит к тому, что звук "вылазит" наружу автомобиля. Американские автомобили имеют гремучие обивки и большие пространства под ними, поэтому бас начинает теряться и становится размазанным. А вот те же БМВ имеют очень хорошо демпфированный кузов, хорошую заводскую шумоизоляцию, а все детали интерьера туго закреплены и не издают посторонних звуков. Но порой хорошая шумоизоляция приводит к увеличению установочных работ, так в БМВ салон отделен от багажного отделения глухой перегородкой из стали, а если салон автомобиля еще и кожаный, то из багажного отделения звук практически не проходит. В этом случае при установке сабвуфера его приходится врезать в заднюю полку или в подлокотник задних сидений, или прорезать окна в багажник. Второй аспект во многом определяет объем работ по улучшению акустических свойств автомобиля и зависит напрямую от пожелания клиента…
 
Мощность
 
Вам знакомо желание почувствовать предел? Слушая музыку на музыкальном центре или на плеере, большинство из нас хотя бы один раз попробовали приблизиться к максимуму, чтобы ощутить мощь системы. Кто-то остается доволен, кому-то не хватает или мощности, или качества звучания на пределе возможности системы, а некоторые и вовсе не могут обойтись без ритмичных ударов басовой установки, отдающихся в грудной клетке… В любом случае вам придется определиться с тем, насколько мощной вы хотите видеть вашу систему. И в данном вопросе желаемая мощность системы прямопропорциональна объему средств, которые понадобятся для доведения автомобиля "до ума". Объясняется это в первую очередь виброизоляционными работами. Чем выше мощность системы, тем большую вибронагрузку воспринимают детали интерьера, а также кузов, в связи с этим возможно появление посторонних шумов и вибраций, которые никак не будут желанны при прослушивании музыки.
 
автомобильноя акустика
 
Мощность системы определят средняя ценовая категория устройств. Так система, состоящая из головного устройства, 4- канального усилителя, фронтальной акустики и сабвуфера, в среднем обойдется в $1500. В эту ценовую категорию вписываются системы, которые дают ощутимо более высокую мощность (300-400 Вт) по сравнению с простейшими системами "головное устройство + акустика". При этом распределение мощности происходит по схеме: 50 Вт на каждый канал + 200 Вт на сабвуфер. Если говорить о музыке, более требовательной к низким частотам, то НЧ- звено должно превышать мощность основной акустики уже не в 2 раза, а значительно больше, к примеру, сабвуфер мощностью 350 Вт при 50-ваттных передних колонках. Также в этих случаях предпочтительнее использовать более мощные усилители: по 100 Вт на канал для фронтальной и тыловой акустики и 500 Вт для сабвуфера, при этом стоимость системы возрастает до $2000-2500. Чем мощнее система, тем она дороже и тем выше требования по акустической подготовке автомобиля, из чего вытекает самый грустный пункт создания системы…
 
Затраты
 
Объем средств, который вы готовы потратить на создание акустической системы, определяет ее построение в целом. При минимальных затратах вы получаете головное устройство со встроенным усилителем и 2 или 4 колонки. При неограниченном бюджете вам предложат установить отдельный усилитель, CD-чейнджер, сабвуфер и изготовить специально рассчитанный под него короб, установить конденсатор и проложить высококачественные экранированные провода, установить дистанционное управление магнитолой и многое другое. Аппаратура среднего ценового диапазона, на которую можно ориентироваться, переходя от простейшей к более серьезной системе, имеет приблизительно следующий порядок цен: усилитель $300-400; фронтальная акустика - около $200; головное устройство - около $250; сабвуферное звено - около $200; комплект проводов - $50-70. То есть, переходя от простейшей системы, имеет смысл установки компонентов общей стоимостью от $800 и выше, но, как правило, по-настоящему начинают "звучать" системы стоимостью от $1200. От этих сумм можно двигаться как в большую, так и в меньшую сторону, но не редки случаи, когда дешевые компоненты мощной системы звучат значительно хуже простейших маломощных систем.
 
автомобильноя акустика
 
Нужно четко представлять себе ту границу качества, ниже которой опускаться не стоит, ведь мало кому захочется слушать музыку с сильными искажениями, да еще и на большой громкости, а тогда обновление системы теряет свой смысл. Таким образом, структура всей системы в конечном итоге упирается в ваши возможности. Зачастую определить конкретную сумму не представляется возможным, т.к. почти у любого компонента есть близкие конкуренты, которые, будучи на 5% дороже, имеют более высокие характеристики. Таким образом, оптимальным является предоставление определенной суммы, исходя из которой, осуществляется закупка всех компонентов, а на установочных центрах в основном оглашается минимальная стоимость работы и компонентов, на которую и следует ориентироваться. Определяющим фактором стоимости колонок и усилителей является мощность и после – качество, существует даже привязка по стоимости: $1 - 1 Вт.
 
Подбор компонентов
 
В автозвуке, как и в любой другой сфере, нет однозначных лидеров по всем компонентам системы. Какая-то фирма лучше делает усилители, какая-то – акустику, поэтому в большинстве случаев весь акустический тракт состоит из компонентов различных фирм, которые подбираются не только по своим характеристикам, но и по предрасположенности к конкретным стилям музыки. Подбор компонентов  по их сочетаемости, требуемой мощности, музыкальным предпочтениям клиента, а также лимиту средств уже является весьма сложной задачей. Для того чтобы разрешить ее, требуется колоссальный опыт "общения" с компонентами всех доступных фирм-производителей.
 
автомобильноя акустика
 
А теперь давайте внимательнее остановимся на каждом из основных компонентов автомобильной акустической системы.
 
Магнитола
 
Независимо от стоимости акустической системы во главе ее стоит магнитола. Лидером по качеству головных устройств является Alpine, также хорошую позицию занимает Clarion, который дает хороший детальный звук. На рынке наиболее распространены устройства Kenwood, JVC, Sony и Pioneer. Если расставить этих производителей по качеству предлагаемых устройств, то на первом месте будет Pioneer, на втором - Sony, на третьем - Kenwood, а на четвертом - JVC. Но при построении систем высокого класса не обойтись без головного устройства Alpine или дорогих моделей Pioneer. Наибольшей популярностью на рынке пользуются магнитолы JVC и Sony, а замыкает нижнюю ценовую категорию достойных головных устройств фирма Panasonic, имеющая неширокую, но достаточно качественную модельную линейку. Магнитолы различаются между собой по нескольким характеристикам: типы воспроизводимых носителей и форматов; наличие встроенного усилителя и его мощность; принцип загрузки диска; наличие линейных входов и выходов; тип дисплея индикации; наличие дистанционного управления.
 
По типам воспроизводимых носителей и форматовмагнитолы можно разделить на кассетные; CD; CD-MP3; DVD, читающий все предыдущие форматы и т.д.
 
В большинстве современных автомобилей штатно устанавливается CD-магнитола, бывают также модели со слотом только для загрузки аудиокассет, но при этом имеющие возможность управлять внешним CD-чейнджером.
 
 Также постепенно становятся популярными DVD-магнитолы, имеющие возможность проигрывать фильмы и музыку с DVD-дисков.
 
Что такое MP3 сейчас, наверное, знают уже все. Этот формат не отличается высоким качеством звучания, но удобен малым размером файлов, что дает возможность заменить несколько audioCD одним MP3- диском. Этот момент является важным для тех, кто не гонится за высококачественным звуком и не хочет возить с собой стопку дисков, меняя их каждый час. Большинство современных магнитол "умеют" воспроизводить данный формат, но перед покупкой магнитолы все же стоит обратить на это внимание.
 
Наличие встроенного усилителя определяет необходимость установки внешнего усилителя. Как правило, магнитолы среднего класса имеют в своем распоряжении встроенный усилитель, что позволяет подключать акустику непосредственно к самой магнитоле. Достоинством данного варианта являются простота установки и отсутствие необходимости в приобретении внешних усилителей. В большинстве случаев мощность встроенного усилителя колеблется от 15 до 25 Вт на канал. Нужно отметить, что в случае построения акустического тракта уровня Hi-End чаще используют магнитолы без встроенного усилителя, таким образом, избавляясь от лишних наводок усилительных систем и освобождая место под установку более качественных компонентов "считывающей" части магнитолы.
 
По принципу загрузки магнитолы можно разделить на: щелевые; с откидной панелью; с моторизированной панелью. Наиболее широко распространены магнитолы со щелевой загрузкой диска. При этом на передней панели магнитолы имеется слот, чуть шире самого компакт-диска. После того как диск вставляется в слот, его подхватывает механизм, и он "заезжает" в магнитолу. По такому принципу построены почти все штатные магнитолы, устанавливающиеся заводом-изготовителем автомобиля.
 
В случае откидной панели слот находится позади нее. Для загрузки или извлечения компакт-диска необходимо откинуть панель вперед, после чего загрузить или извлечь компакт-диск. Благодаря тому, что слот находится позади панели, появляется больше места для установки дисплея и управляющих кнопок, что положительно сказывается как на дизайне, так и на эргономике магнитолы.
 
Самыми эффектными являются магнитолы с моторизированной панелью. В конструктивном плане они представляют собой усовершенствованные модели магнитол с откидной панелью, только в данном случае панель приводится в действие встроенным двигателем. При необходимости загрузки/выгрузки диска панель сама приходит в движение и спускается вниз, открывая слот для компакт-диска.
автомобильноя акустика
автомобильноя акустика
Магнитола с моторизированной панелью 
 
Наличие у магнитолы линейных входов и выходов является важным элементом при построении аудиосистемы.
 
Линейные входы предназначены для передачи сигнала с любого внешнего источника непосредственно на саму магнитолу. В этом случае, если у вас с собой есть MP3-плеер или карманный компьютер с любимой музыкой, то вы можете соединить его с магнитолой, таким образом, прослушивая музыку уже на акустической системе автомобиля.
 
Если наличие линейных входов является по большей части удобным функциональным решением, то линейные выходы предоставляют возможность для модернизации всей системы, а именно подключения одного или нескольких внешних усилителей. На некоторых магнитолах есть также отдельный линейный выход на сабвуфер. Поэтому, выбирая себе магнитолу, обратите внимание на наличие линейных выходов, тогда вы не будете скованы при последующих усовершенствованиях системы.


Наверняка многие из вас видели различные варианты оформления передней панели магнитол. На рынке есть модели с монохромными и многоцветными ЖКИ-дисплеями, а также матричными дисплеями с возможностью анимационного или видеоотображения. В DVD-устройствах с экраном существуют также модели с управлением "тачскрин".
 
автомобильная акустика
автомобильная акустика
автомобильная акустика
Зачастую, увидев цветной дисплей, возникает вопрос: а можно ли на нем просматривать фильмы или клипы? В большинстве магнитол цветной дисплей служит лишь декоративным украшением, и вывести видеоизображение на него нельзя, но многие магнитолы позволяют загружать картинки и использовать их как заставку. Также есть магнитолы с цветными ЖКИ- дисплеями, на которых можно просматривать видеоклипы, но размеры экрана весьма посредственные, что обусловлено габаритными размерами самой магнитолы. Но не стоит расстраиваться! Если вам очень хочется смотреть фильмы в машине и при этом не иметь никаких внешних экранов, то вам помогут модели с выдвижным ЖК-экраном.
автомобильная акустика
автомобильная акустика
 
В сложенном состоянии магнитола внешне ничем не отличается от обычной, но если вам захотелось посмотреть любимый фильм, нажмите на кнопку - и через несколько секунд из магнитолы появится ЖК-экран размером около 7 дюймов.
 
Основным недостатком такого экрана является его привязка к самой магнитоле, а так как в каждом автомобиле место установки магнитолы различное, стоит заранее продумать, насколько удобным будет его использование в вашем автомобиле. Также, выбирая себе новую магнитолу, не забывайте о безопасности движения: чересчур яркая панель может отвлекать или ослеплять водителя в темное время суток, поэтому при покупке стоит поинтересоваться о возможностях магнитолы изменять яркость подсветки или ее полного отключения.
 
Интенсивность дорожного движения зачастую не позволяет нам отвлекаться от дороги. Управление магнитолой требует некоторого внимания, а на городской дороге и так приходится контролировать множество объектов: машины, светофоры, знаки, пешеходы, и лишний отвлекающий фактор вовсе ни к чему, поэтому для упрощения управления магнитолой существуют пульты дистанционного управления. Они разделяются на 2 типа: стационарные и мобильные (чаще всего инфракрасные).
 
автомобильная акустика
Стационарный пульт управления
 
Стационарные пульты крепятся в основном на руль или рулевую колонку, а мобильные представляют собой обычный пульт управления, как у домашнего телевизора. Удобство использования стационарных пультов неоспоримо, а что касается мобильных, то оценить их смогут по достоинству разве что пассажиры на задних сиденьях, ведь управлять автомобилем, держа в руке пульт, мягко говоря, не очень удобно и совсем не безопасно. По принципу подсоединения стационарные пульты бывают как проводные, так и беспроводные (например, ИК). В ряде головных устройств существует возможность адаптации штатного управления магнитолой на руле, для чего отдельно приобретаются переходники.
 
CD-чейнджер
 
Для удобства хранения и воспроизведения дисков используются CD-чейнджеры. Устройство представляет собой отдельный блок с кассетой для размещения от 5 до 20 компакт-дисков. CD-чейнджеры различаются по вместительности, а также по воспроизведению различных форматов: audioCD, MP3, DVD. Следует помнить, что CD-чейнджеры работают в связке только с конкретными моделями аналогичной фирмы-производителя, поэтому стоит заранее просмотреть спецификацию CD-чейнджеров, с которыми работает ваша магнитола. Разместить же CD-чейнджер можно в любом удобном вам месте.
 
автомобильная акустика


Усилитель
 
Одной из самых важных составляющих акустической системы является внешний усилитель. Усилители различаются по мощности и количеству каналов. Так бывают усилители мощностью от 20 до 1000 Вт и более. А по количеству каналов различают моно-, двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестиканальные. Количество каналов определяет количество динамиков, которые можно подключить к усилителю. Так имея фронтальную и тыловую акустику, необходимо покупать 4-канальный усилитель, а если у вас установлена только фронтальная акустика, то 2-канальный.
 
автомобильная акустика
автомобильная акустика
Моноусилители обычно используются для сабвуфера. Существуют также сдвоенные усилители, которые представлены двумя моноусилителями, объединенными в одном корпусе. Чаще всего подобные усилители используются при построении систем Hi-End уровня.
 
Двухканальные усилители используются в двух случаях: или при построении акустической системы начального уровня, когда к усилителю подсоединяется только передняя акустика, или при построении высококачественной системы, когда на переднюю и заднюю акустическую пару приходится по одному отдельному усилителю.
 
Трехканальные предназначены для подключения пары акустики и одного сабвуфера.
 
Четырехканальные используют для подключения двух акустических пар без сабвуфера.
 
Пятиканальные используются для подключения двух акустических пар и одного сабвуфера.
 
Ну а если вы хотите смотреть в автомобиле кино со звуком Dolby Digital, тогда для вас есть шестиканальный усилитель или, как многие привыкли слышать, 5.1, который подразумевает подключение 5 динамиков и 1 сабвуфера.
 
При выборе усилителя необходимо определиться со своими музыкальными предпочтениями. Если в живой музыке вы знаете, как должны звучать инструменты, то при прослушивании того же R&B вы имеете дело с искусственной музыкой, эталона которой не существует. Поэтому стоит задуматься: а стоит ли приобретать дорогую аппаратуру, предназначенную для высококачественного воспроизведения музыки, если вы сами не знаете, как она должна звучать? Если вас не волнует высокое качество, а первостепенной задачей является получение мощного звукового давления за небольшие деньги, то стоит обратить внимание на такие не брендовые усилители, как Mystery, Kicx, Prology. Если же вы решили, что приоритетным является качество звучания, то необходимо выбирать менее мощный усилитель, например, фирмы Infinity, Focal, Hertz или Audison.
 
На белорусском рынке в основном представлены усилители низкой и средней ценовой категории. К усилителям начального уровня можно отнести Mystery, Blaupunkt, вслед за ними идут усилители Kicx, Hifonics, Sony… Ценовая категория усилителей начального уровня колеблется от $100 до 200 за 4-канальный усилитель. К более серьезным усилителям относятся JBL, Focal, Infinity, Hertz, Audiosystem… К дорогим усилителям можно отнести верхние модели Pioneer и Alpine. Усилители среднего уровня вписываются в диапазон от $200 до 400. Если говорить об усилителях Hi-End класса, то на белорусском рынке хорошо представлена продукция фирмы Audison, которая производит усилители стоимостью от $300 до 1200.
 
Конденсатор
 
Относительно новым устройством на рынке автоаудио является конденсатор. Построение системы высокой мощности особенно при наличии сабвуфера подразумевает не только высокую выходную мощность, но и высокое энергопотребление, справиться с которым электрическая цепь автомобиля порой просто не может, как следствие, звук становится невнятным, а бас нечетким. Разрешить эту проблему помогают специальные конденсаторы. Емкость конденсатора определяется в зависимости от мощности установленной системы. Соответственно, чем выше мощность системы, тем более емкий потребуется конденсатор.
автомобильная акустика
 
Основной задачей конденсатора является быстрая отдача большого тока во избежание падения напряжения в цепи и, как следствие, выходной мощности усилителя. Устанавливать конденсатор имеет смысл только на мощных системах, и подбирается он из расчета примерно 1 Ф на 1000 Вт. На сегодняшний день существуют автомобильные конденсаторы объемом до 30 Ф.
 
Кроме функциональной нагрузки, стоит отметить и внешний вид конденсаторов. Ведь подобные системы устанавливаются в автомобили высокого уровня, часто тюнингованные не только снаружи, но и изнутри, а вид массивного металлического цилиндра с циферблатом, отображающим напряжение и силу тока, никогда не останется незамеченным. Поэтому автовладельцы не спешат  прятать их под сиденья и выставляют на обозрение в багажном отделении вместе с усилителями и сабвуферами.
 
Акустика
 
Заключительным звеном всей высокотехнологичной цепочки является устройство, принципиально не изменявшееся уже почти 80 лет – динамический громкоговоритель или просто динамик. Среди серьезной акустики на белорусском рынке наиболее ярко и полно представлена акустика фирмы Hertz. В нижней ценовой категории наиболее широко представлен ряд Mystery и Prology. Они являются недорогим решением, но при этом сами динамики изготовлены хорошо. Если говорить о более качественной акустике, то к ней относится Hertz (Италия), DLS (Швеция), более высокие модельные ряды Infinity и JBL. Пространство между дорогой и бюджетной акустикой занимают такие производители, как Velas, Ivolga, Kicx. Kenwood, JVC, Blaupunkt, и т.д. Они дают средний уровень качества при средней ценовой категории. Существенной разницы между представителями средней ниши нет. Ценовая категория колонок колеблется в зависимости от размеров, мощности и модельного ряда. Дешевая коаксиальная акустика, как правило, укладывается в диапазон $25-40. Компонентная акустика - $60-150. Овальная акустика - $50-100. В модельных линейках именитых производителей также существуют дорогие высококачественные коаксиальные колонки, но широким спросом данная акустика не пользуется, потому как в серьезных системах в роли фронтальной выступает компонентная акустика. Если говорить о нижних торговых марках, таких как Mystery и Prology, то коаксиальная акустика стоит около $30, овалы - около $45, а компонентная - от $45 до 80. Если же приблизиться к Hi-End акустике, то в линейках именитых производителей, к примеру, компонентная 16-сантиметровая система фирмы AD (Audio Development) будет стоить около $450 за пару, Dynaudio - $500-600, Morel - около $400, высокая линейка JBL - $400-600 и т.д. Также стоит отметить французского производителя качественных колонок - компанию Focal. Стоимость акустики этого производителя начинается со $180, а более серьезные модели обойдутся в $200-300. А вот дорогой акустики от таких фирм, как JVC, Sony и Panasonic, не существует.
 
Основными отличиями акустических динамиков являются их мощность, принцип построения (коаксиальная или компонентная), размер и геометрическая форма.
 
При подборе динамиков принимаются во внимание состав аудиосистемы, музыкальная направленность, возможности усилителя, а также место установки и расположение относительно слушателя. Ввиду того, что идеальных усилителей не бывает, подбор динамиков осуществляется под каждую модель усилителя таким образом, чтобы скрывать его недостатки и подправлять огрехи. К примеру, имея "резкое" головное устройство или усилитель, нужно подбирать более "мягкие" динамики и наоборот. Важным моментом является соблюдение мощностных характеристик усилителя и динамиков: принципиально не имеет смысла установка маломощных динамиков на мощный усилитель, что приводит к потере денег на ненужные ватты. При установке системы с сабвуфером акцент при подборе динамиков делается на точную передачу средних и высоких частот, а при реализации системы без сабвуфера – во всем звуковом спектре, т.е. на организацию максимальной отдачи на низких частотах.
 
Первоочередной характеристикой динамиков является их цена. Почти все дешевые динамики имеют полипропиленовый инжекционный диффузор и майларовый ВЧ- динамик ("пищалка"). Более дорогие динамики могут быть изготовлены из шелка. Встречаются также дешевые динамики с шелковым куполом, но на них внимания обращать не стоит, потому как это просто подделка и некая дань моде. Для того чтобы получить какое-то, пусть даже низкокачественное, звучание при минимальных затратах, стоит обращать внимание именно на полипропиленовые динамики с майларовой "пищалкой". ВЧ- динамики более высокого уровня изготавливаются из твердых материалов (металлов) и шелка, при этом НЧ-динамики могут оставаться полипропиленовыми. НЧ- динамики более высокого уровня изготавливаются из различных материалов, таких как кевлар, целлюлоза и др. Но более важным фактором является не материал диффузора, а способ его производства, поэтому стоит присматриваться к продукции брендовых производителей с многолетней историей. Материалы изготовления диффузора предназначены не для демонстрации подхода фирмы-производителя к изготовлению динамиков и не для повышения статуса динамиков, основной задачей применения различных материалов является улучшение звуковых характеристик динамиков. При прослушивании живой музыки, например стилей блюз, джаз, необходимо не только правильно воспроизводить отдельные инструменты, но и иметь возможность услышать их по отдельности, не мешая все в кучу, именно для этого производится подбор материалов, используемых при изготовлении динамиков.
 
По принципу построения различают коаксиальную и компонентную акустику. Коаксиальная акустика представляет собой 2-, 3-, 4- или 5-полосную акустическую систему, при этом все динамики располагаются в одном общем корпусе и практически соосны. 3-, 4- и 5-полосные чаще всего имеют овальную форму, а 2- полосные – круглую. Устанавливается коаксиальная акустика в основном на задней полке, но также может использоваться как передняя акустика в бюджетных системах.
 
автомобильная акустика
коаксиальная двухполосная акустика
 
Компонентная акустика чаще всего представлена 2-полосными и реже 3- полосными комплектами. В отличие от коаксиальной акустики, у компонентной все динамики располагаются отдельно. Именно компонентная акустика используется как фронтальная при построении систем высокого уровня. В комплекте с акустикой идет пара низкочастотных и высокочастотных динамиков, а также кроссовер (или, как его еще называют, "фильтр") для разделения сигнала на 2 составляющие – НЧ и ВЧ. Низкочастотные динамики крепятся на передние двери, а высокочастотные (твиттеры) на переднюю панель или передние стойки автомобиля. Установка НЧ-динамика максимального размера обеспечивает уровень басов, а вынос ВЧ-динамика на стойки создает расположение звуковой сцены на уровне зрения.
 
автомобильная акустика
компонентная двухполосная акустика
 
По геометрической форме различают круглые и овальные динамики. Овальные позволяет увеличить площадь диффузора при установки в узких местах, к примеру, на задней полке и тем самым получить более мощный и насыщенный бас. Фронтальные же в большинстве своем имеют круглую форму.


Сабвуферы
 
Самым внушительным компонентом аудиосистемы, несомненно, является сабвуфер. По конструктивному типу различают следующие виды сабвуферов: закрытые (закрытый ящик), фазоинверторные (ФИ), полосовые (BandPass) и экранные (FreeAir). По характеру звучания – на музыкальные и SPL (создающие высокое звуковое давление).
 
автомобильная акустика 
Большинство музыкальных сабвуферов строится по принципу "закрытого ящика".
 
Для чего нужен "ящик" для сабуфера? Причиной этого является разность фаз звуковой волны, образующейся с фронтальной и тыловой сторон диффузора. Тут наверняка многие прочитают предложение еще раз, чтобы понять, о чем идет речь. Простыми словами проблему можно описать следующим образом: при колебании диффузора динамика порождаются 2 звуковые волны - одна исходит от передней стороны диффузора, а вторая - от задней, таким образом, получается 2 звуковые волны, образованные одним и тем же подвижным элементом. Различием этих волн является их фаза, то есть временная задержка, поэтому при наложении друг на друга 2 одинаковые волны, имеющие разные фазы, начинают гасить друг друга. Чтобы избавиться от этого эффекта, динамик сабвуфера устанавливают в закрытый корпус, таким образом, изолируя колебания, вызываемые задней стороной диффузора. Сабвуферы, построенные по принципу "закрытого ящика" отличаются плотным, собранным басом и ровной АЧХ.
 
Также существуют сабвуферы фазоинверторного типа. Как правило, размер их корпуса на 30-40% больше, чем у сабвуферов закрытого типа, но главным отличием является наличие трубы фазоинвертора, связывающего внешнюю среду и внутреннее пространство корпуса. Название фазоинвертора происходит от 2 слов: "фаза" и "инвертировать" (от англ. Invert - переворачивать или менять наоборот), как несложно догадаться, основной задачей трубы является изменение фазы звуковой волны. Таким образом, звуковая волна, исходящая от задней поверхности диффузора, меняет свою фазу и на выходе из трубы фазоинвертора совпадает с волной, идущей от передней стороны диффузора, тем самым усиливая ее. Преимуществом сабвуферов, построенных по принципу фазоинвертора, является существенное увеличение звукового давления по сравнению с сабвуферами закрытого типа при затрате аналогичной мощности.  Звучание у таких сабвуферов насыщенное и более гулкое, что не является помехой на большинстве музыкальных жанров. Но без минусов здесь тоже не обойтись, и главным из них являются неровная АЧХ, а также опасный "разнос" динамика при воспроизведении частотного диапазона, близкого с резонансной частотой самого динамика. Во избежание этого требуется установка дополнительных фильтров, не допускающих работу сабвуфера на критических частотах.
 
Одним из самых конструктивно сложных является построение сабвуфера полосной конструкции (BandPass). В отличие от фазоинверторного типа в данном случае динамик полностью спрятан в сам корпус. Внутри корпуса динамик закрепляется на стенке, позади которой находится закрытый объем, а передняя сторона диффузора излучает звуковую волну в объем, связанный с внешней средой при помощи трубы фазоинвертора. Данная конструкция сабвуферов позволяет получить значительный прирост звукового давления по сравнению с сабвуферами фазоинверторного типа, а также увеличить защищенность самого динамика от физических повреждений извне. Минусами данного типа оформления является сложность в расчетах корпуса, а также его большие размеры. Такие сабуферы, как правило, используют любители SPL. Бас в них затянутый и слегка однообразный.
 
Самыми компактными решением сабвуфера является установка динамиков типа FreeAir. В данном случае сабвуфер представлен акустическим динамиком, который монтируется в заднюю полку или с обратной стороны сидений с выходом через подлокотник. При таком построении сабвуфера динамик занимает минимум места, а в качестве необходимого корпуса использует пространство багажного отделения. Минусом данного типа сабвуферов являются ограниченная мощность, большие искажения, сложность установки динамика в заднюю полку. Вес динамика довольно существенный и требует определенной прочности поверхности, куда устанавливается, в связи с этим нужна модернизация и усиление задней полки. Также требуется тщательная изоляция багажного отделения от салона, что чаще всего выходит дороже, чем постройка корпусного сабвуфера. Ну а если мы заговорили о подобном решении, то наверняка он приглянется тем, кто часто использует багажное отделение по прямому назначению, вот только на акустике это сказывается не лучшим образом, ведь, перевозя багаж, вы каждый раз изменяете рабочий объем "корпуса" сабвуфера, тем самым меняя его акустические свойства.
 
Кроме конструктивного отличия, сабвуферы подразделяются на активные и пассивные. Активные имеют встроенный усилитель, и поэтому могут подключаться непосредственно к самой магнитоле (если на магнитоле есть отдельный выход на сабвуфер). Этот вариант подходит для нетребовательных слушателей, не желающих возиться с дополнительными усилителями. Пассивные сабвуферы предназначены для работы в связке с усилителем. Чаще всего для сабвуферов используют отдельный одноканальный усилитель, о котором мы говорили выше.
 
При выборе недорогого качественного сабвуфера стоит обратить внимание на нижнюю линейку компании JBL серии GTO. К более дорогим и качественным сабвуферам можно отнести Kicx, Hertz. На следующей ступеньке качества стоят Hertz серии H (Hi-Energy), Alpine серии L, S, R, а также JBL и SoundStatus Ценовая категория этих сабвуферов от $150 до 300 за одну 12-дюймовую головку. К топовым сабвуферам можно отнести динамическую головку Focal 33 стоимостью около $450. При бюджетном решении можно приобрести корпусной сабвуфер стоимостью от $90, таких фирм, как Mac Audio, Blaupunkt и т.д. А динамические головки, заслуживающие внимания, стоят от $90.
 
Полезные мелочи
 
Серьезные аппараты акустической системы, бесспорно, вызывают немалый интерес, но порой при создании системы возникают мелкие вопросы, вызывающие в последующем большие затруднения. Поэтому пришло время поговорить о некоторых мелочах, которые могут понадобиться при создании автомобильной акустической системы.
 
Проставочные рамки
 
Часто штатные магнитолы имеют нестандартные габаритные размеры, что вводит в некоторое заблуждение автовладельцев, желающих их заменить. Чтобы установить новую магнитолу, вам не придется придумывать, как ее закрепить и чем закрыть оставшиеся зазоры, можно приобрести проставочную рамку под конкретную модель автомобиля.
автомобильная акустика
FM-модулятор
 
На рынках страны наблюдается бум на так называемые FM-модуляторы, работающие от прикуривателя. Как правило, данные устройства имеют входной разъем USB для считывания музыкальных треков с USB-носителя. Принцип работы подобных устройств прост: считываемая с флешки информация транслируется в радиоэфир FM- диапазона слабым сигналом, который улавливает антенна автомобиля на выставленной частоте. Но на рынке также есть FM-модуляторы, подключающиеся непосредственно к самой магнитоле через вход для антенны. Данное устройство отличается от своих "радиобратьев" более высоким качеством передачи сигнала и наличием линейного входа, к которому можно подсоединять любой внешний источник сигнала. Правда USB-интерфейсом он остался обделен, но, как и все FM-модуляторы, имеет возможность выбора частоты трансляции.
 
автомобильная акустика
Предохранители
 
Предохранители используются в автоакустике для защиты силовых цепей от перегрузок. Существуют плавкие и автоматические предохранители (дистрибьюторы питания). При возникновении перегрузки в плавком предохранителе цепь размыкается вследствие перегорания металлического мостика. А дистрибьюторы питания могут иметь электронную начинку, отображая на экране напряжение и силу тока в цепи. Также некоторые дистрибьюторы имеют возможность разделения питания на выходе для нескольких потребителей. 
автомобильная акустика
Адаптер линейных выходов
 
Что же делать, если вы захотели усовершенствовать свою акустическую систему, но, к большому сожалению, не нашли линейных выходов у вашей магнитолы? Решение есть! Можно установить адаптер. Принцип его работы прост: адаптер присоединяется к выходам, предназначенным для акустической системы, а на корпусе адаптера имеется 2 линейных выхода. Таким образом, это устройство делает возможным подключение внешних усилителей к магнитолам, не имеющим отдельных линейных выходов.
автомобильная акустика
Адаптер видеовхода
 
На многих современных автомобилях устанавливается ЖКИ-панель для отображения информации бортового компьютера и GPS-навигации. Существуют адаптеры, позволяющие подключать внешние источники сигнала (тот же DVD-проигрыватель) непосредственно к самому экрану, что решает проблему приобретения дополнительного экрана для просмотра видео.
 
Кабели
 
Очень важной деталью акустической системы являются кабели. Кабели делятся на акустические, силовые и межблочные. Силовые кабели предназначены для питания устройств системы, а межблочные - для передачи сигнала между устройствами. Кабели различаются по строению (многожильные, витая пара…), по составу (медные, алюминиевые…), а также по степени экранирования (защиты от внешних помех).
 
Задачей силового кабеля является подача необходимой мощности усилителю для его корректной работы с динамиками. Хорошей экранировки требуют межблочные кабели для защиты цепей от попадания наводок и искажения звука. Немаловажными являются и акустические провода. Их основной задачей является передача сигнала от усилителя на динамические головки, при этом чем лучше кабели, тем жестче связь между акустикой и усилителем. Плохой кабель не дает возможности усилителю четко управлять динамиками, что приводит к появлению искажений.
 
Наибольшей популярностью на рынке пользуются наборы кабелей Mystery, которые хорошо справляются со своей задачей в системах среднего ценового диапазона. Комплект для подключения двухканального усилителя обойдется примерно в $22. Для более серьезных систем следует выбирать медные кабели. Из достойных вариантов на рынке представлены кабели российской фирмы Tchernovaudio cable, которых отличают высокое и предсказуемое качество, а также адекватная цена. 1 метр акустического кабеля стоит от $1.5, а силового - от $3.5. Серебряные кабели в автомобилях используют редко, поскольку серебро ведет себя неоднозначно в плане коррозии. Немаловажным является хорошая изоляция кабелей от внешнего воздействия: так хорошие дорогие RCA-кабели заполняют фреоном и герметично изолируют места пайки. 1 метр подобного стерео RCA-кабеля обойдется примерно в $40, а цена хорошего акустического кабеля может доходить до $11 за метр.
автомобильная акустика
 
Заключение
 
Хотелось бы добавить, что построение автомобильной акустической системы высокого уровня с нуля требует глубоких знаний акустики и опыта работы с акустическими системами. Почти каждый год появляются новые решения, материалы, типы носителей, и индустрия автозвука не стоит на месте. Наверняка уже в ближайшем будущем мы расскажем об очередной новинке, призванной удовлетворить требования самых искушенных слушателей.
 
Оборудование предоставлено магазином "Территория тюнинга"
tuning.by logo
 
Благодарим за помощь в подготовке статьи студию автозвука "Технокар"
логотип технокар
 
Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Артем Кондратенков
 
 
TechLab logo
 

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .