Аналитика: 

Содержание:

Технология DRM и защита авторского права в Интернете

08.04.2008 00:05 
0

Технология DRM и защита авторского права в Интернете 

Если спросить среднестатистического отечественного пользователя о том, что такое DRM, то вместо ответа вы, скорее всего, увидите округлившиеся глаза, максимум,  "что-то слышал", да и то так вам ответит человек, мало-мальски понимающий в IT или делающий вид, что понимает. А между тем в США, Канаде, странах Западной Европы DRM собирает нешуточные митинги своих противников. В том, что кроется под этой "страшной" аббревиатурой, нам предстоит сейчас разобраться. 

Технология

Итак, DRM (Digital Rigths Managment – управление цифровыми правами) – технология, а точнее, технологии, создающие защиту от копирования мультимедийного контента и обеспечивающие тем самым соблюдение авторских прав. Так почему же только сейчас DRM  получила такое распространение?  

Если вспомнить 70-80-е годы, то в то время продажи музыки и видео во всем мире носили приблизительно одинаковый характер. Музыкант, хотевший стать звездой, относил свои произведения в звукозаписывающую компанию, она подписывала с ним контракт, затем производила пластинки с записью и налаживала продажи через организованную дистрибьюторскую сеть, при этом не боясь, что кто-либо украдет данные или, еще чего доброго, начнет их потом незаконно распространять, так как технологии в то время не были еще на таком подъеме, чтобы любой желающий мог у себя дома штамповать пластинки.  

Технология

При всем при том в компаниях оседала львиная доля прибылей, хотя  музыкантов тоже старались не обижать. Но с появлением пишущих магнитофонов для крупных лейблов ситуация осложнилась, и тогда были придуманы первые методы защиты от копирования -  к примеру, защита в видеокассетах -  встраивание в звуковую  дорожку высокочастотных звуков, которые никак не проявляли себя во время воспроизведения, но начинали создавать помехи при перезаписи. Также существовал очень простой, но действенный метод защиты – на кассету наклеивалась этикетка с надписью, которая гласила, что при попытке перезаписи видеомагнитофон попросту выйдет из строя. Еще неопытные пользователи предпочитали не рисковать аппаратурой.

Но ситуация еще больше осложнилась в середине 90-х годов, когда Интернет стал неплохой альтернативой распространению музыки, при этом  он не контролировался коммерческими организациями. К тому же после появления различных форматов сжатия данных, в том числе и музыкальных, уже несложно было пересылать музыку и даже видео, несмотря на небольшие пропускные способности каналов в то время. Поэтому звукозаписывающие компании решили взять под контроль и эту, набирающую обороты область распространения музыки. Только не было гарантий того, что потребитель после покупки, к примеру, музыкальной композиции в Интернете не растиражирует ее и не раздаст родственникам и знакомым. 

Поэтому было решено разработать технологии по защите от нелегального копирования контента. Сразу возник вопрос: как эта технология сможет отличить нелегальное копирование от легального? Ведь пользователь может производить резервное копирование, у него, в конце концов, может быть несколько устройств воспроизведения и хранения музыки и видео, к примеру, настольный ПК, ноутбук, и портативный MP3–плеер. К тому же все эти устройства находятся под контролем пользователя, и поэтому средство для копирования всегда найдется.

Первой попыткой хоть как-то защитить свои права, была организация SDMI,в состав которой входили ведущие мировые производители аудиотехники и звукозаписывающие компании, но из-за постоянных споров между ними она проработала впустую и была закрыта, так и не разработав действенных способов защиты от пиратства. Сейчас уже мало кто о ней помнит, и единственным напоминанием остаются карты памяти SD (Secure Digital Cards – защищенные цифровые карты) и DRM- схема Sony Open MagicGate, которая будет рассмотрена ниже. Но все же SDMI сыграла свою роль в истории – из-за трений между компаниями-участниками, высоких цен на производимое оборудование и неудобства пользования так толком и не разработанных схем защиты от копирования традиционные производители аудиотехники (Aiwa,Panasonic, Philips, Sony)  потеряли свой рынок, создав тем самым платформу для продвижения таких компаний, как Apple и iRiver. 

Технология

В настоящий же момент наиболее известными технологиями DRM являются  Fairplay (Apple), JanusDRM (Microsoft) и Open MG(Sony).

Fairplay

Технология Fairplay, разработанная компанией Veridisc, а впоследствии лицензированная Apple стала основой для защиты контента, и его продажи в iTunes store – музыкальном Интернет-магазине, открытом Apple.  

Технология

Смысл данной технологии в том, что она использует специальный метод многоступенчатого кодирования трека. При приобретении трека в iTunes store он (трек) сначала кодируется специальным ключом Master Key, затем происходит кодировка ключом User Key, который высылается пользователю только при подтверждении перевода денег (в настоящий момент $0.99 за композицию). 

Технология

Также все ключи хранятся на компьютере в специальной базе данных, защищенной еще одним ключом – System Key, который использует в шифровке число версии Windows,версию BIOS и еще множество других парметров, чтобы у пользователя даже мысли не возникало что-то попытаться скопировать на другой компьютер. Кроме того, сама программа iTunes[iTunes] вкупе с Fairplay тесно увязана с плеером iPod, также производства Apple, поэтому если пользователь захочет, к примеру, закачать музыку, купленную в iTunes с другого компьютера себе на iPod или же на свой компьютер, она попросту не будет на них воспроизводится, т.к. она уже "привязана" к одной машине с помощью System Key.

В общем, система работает, как говорится, четко. То есть если вы пользуетесь iTunes и только им, а также являетесь преданным поклонником iPod, то проблем, у вас как таковых не должно возникнуть.  

Технология

Но вдруг вам подарили какой-нибудь плеер, превосходящий по своим характеристикам ваш старый Shuffle (одна из моделей iPod), вы, естественно, попытаетесь перебросить музыку на него. Но здесь Fairplay непоколебима – мало того, что все файлы, купленные в iTunes, записаны в формате AAC, невесть когда придуманным Siemens,и далеко не все плееры его поддерживают, так еще они будут закодированы так, что ни о каком воспроизведении на других носителях не может быть и речи. Или, наоборот, вы решили прикупить музыки в каком-нибудь другом магазине, но не тут-то было! Ведь iPod использует схему Fairplay и только ее, поэтому пользователь становится невольным заложником iPod, а также  его нашумевшего качества воспроизведения, которое, межу прочим, также часто подвергается сомнению.

Из-за этого на Apple постоянно происходят нападки со стороны властей стран, которые не согласны  с таким положением вещей. В США власти предпочитают помалкивать, так как там Apple является фактическим монополистом в данной сфере.

Поэтому противостояние с DRM там ограничивается стихийными митингами за ее отмену, при этом митингующие требуют соблюдения так называемого закона о "честном использовании" – FairUse,согласно которому покупатель имеет право делать копии своей музыки и фильмов для личного пользования. Зато в Канаде признано, что DRM  вообще противоречит законодательству этой страны, так как эта технология может собирать конфиденциальную пользовательскую информацию. Во многих европейских странах даже имеются судебные иски против Apple, например, в Норвегии. Видимо, именно поэтому норвежец  Jon  Lech Johanssen решил поддержать свою страну, создав утилиту QTFairUse, сохранявшую лишь медиаданные полученного от iTunes музыкального произведения, удаляя при этом  DRM-защиту. Однако сотрудники AppleScript (подразделение компании, отвечающее за разработку программного обеспечения) нарастили броню, но ее пробила утилита QTFairUse 6. Но, тем не менее, попытки взлома обновленной  iTunes до сих пор бесплодны. 

Технология

Ситуацию с DRM в прошлом году попытался разрешить лично Стив Джобс (руководитель и основатель компании Apple). В своем открытом письме под названием "Мысли о музыке", адресованном  крупнейшим звукозаписывающим компаниям, он урезонил их в том, что по их вине ему, бедняге,  приходится снабжать музыку, продающуюся в его магазине, защитой от копирования. При этом он напомнил, что 90% музыки эти компании до сих пор выпускают на CD без всякой защиты. А в огород европейцев также был брошен камень с напоминанием о том, что три из четырех крупнейших звукозаписывающих компаний принадлежат как раз-таки европейским, а не американским корпорациям. Поэтому им было предложено несколько выходов из создавшейся сложной ситуации. Это может быть отказ от DRM вообще, переход всех компаний, использующих свои стандарты на стандарт Apple, либо попросту остановиться на достигнутом и ничего не менять. Но Apple вряд ли захочет делиться своими секретами по защите прав с другими корпорациями, а особенно с "вражеской" Microsoft.Оставлять все, как есть, тоже нельзя, т.к. DRM, по мнению Джобса, не смогла победить пиратство. Остается только один выход – отменить DRM , что Apple и сделала, правда, только частично, открыв сервис iTunes Plus, в котором можно приобрести музыку без защиты, но дороже на 30 центов и при этом лучшего качества. Также Apple недавно смогла договориться с правообладателями таким образом, чтобы каждая приобретенная пользователем композиция могла быть закачана в 5 компьютеров и неограниченное количество плееров iPod, что само по себе является достаточно большой уступкой компании пользователям.

Janus или PlayForShure 

Эту технологию Microsoft нельзя назвать прямой альтернативой Fairplay, которая является всего лишь системой кодирования, применяемой Apple для собственных нужд, но и обойти вниманием тем более нельзя. Microsoft решила не останавливаться на узкопрофильном использовании своей технологии, а создала продукт, ориентированный, так сказать, "на экспорт". В состав DRM-схемы Janus или Windows Media DRM for Portable Devices входит, в отличие от Fairplay,множество компонентов. Основным отличием здесь является  лицензия, которая включает в себя ключ для декодирования файлов, также в ней есть встроенные инструменты для наложения ограничений  правообладателем.  

Технология

Поэтому Janus очень удобна для владельцев мультимедийных Интернет-магазинов, которые могут приобрести ее для использования в своей компании, а затем накладывать любые ограничения на воспроизведение и копирование музыки, вплоть до того, что файл можно будет один раз проиграть, а после этого он самоуничтожится. К тому же лицензия с ключом поставляется отдельно от контента, и только по требованию Windows Media Player – стандартного проигрывателя в операционной системе Windows. Следует также отметить, что, как и Apple, Microsoft использует в данной DRM-схеме свой стандарт для аудио – WMA (Windows Media Audio) и для видео – WMV (Windows Media Video), которые являются разработками Microsoft и принадлежат ей же. Windows Media Player выполняет функции iTunes в DRM-схеме Apple, через него осуществляется доступ в мультимедийные магазины, а также прослушивание Интернет-радио.  И еще одно отличие от FairPlay заключается в том, что PlayForShure использует другой протокол для передачи данных на плеер: MTP – аналог PTP в цифровых фотокамерах. Он может работать с закрытыми файловыми системами, которыми оснащено большинство MP3-плееров – таких, как iRiver и Philips.

Microsoft также разработала отдельную DRM-схему для своих MP3-плееров Zune, отличную от PlayForSure. О ней известно немного, к примеру, при копировании с одного плеера  на другой песни посредством Wi-Fi, защищенная этой схемой песня самоуничтожится на плеере получателя через три дня. Естественно, ни о каком копировании на компьютер пользователя в данном случае не может быть и речи. 

Технология

DRM–система  Microsoft является главным конкурентом Fairplay и используется множеством продавцов мультимедийного контента, но до успеха Apple ей еще очень далеко, т.к. в США  и  Канаде Apple занимает лидерские позиции в этой сфере уже не первый год, и потеснить компанию с этого рынка конкурентам будет трудновато. Ну а в Азии большинство пользователей пользуется файлообменными сетями, что сводит продажи в этом регионе фактически к нулю.

О России и странах СНГ речь вообще не идет, ведь единственным российским музыкальным магазином, использующим защиту от копирования, остается allofMP3.ru, который ориентирован в основном на экспорт. Остается лишь европейский рынок, доля которого не так уж и велика по сравнению с мировым. Собственно из-за небольшой популярности система PlayForShure не вызывает таких нареканий, как ее "яблочный" аналог. К тому же еще одну ложку дегтя добавляет то, что эту систему неоднократно взламывали. Однажды  хакер под псевдонимом Viodentia выложил в сеть утилиту под названием Fair-Use4WM. При разработке этой программы оказалось, что 56-битный ключ системы защиты Microsoft у плееров Media Player 10 и 11 (b) свободно располагается в оперативной памяти и может также свободно быть извлечен из нее с помощью любого мало-мальски подходящего для этого сниффера. Microsoft в ответ выпустила заплатку для своего плеера, после установки которой FairUse4WM переставал работать с Windows Media Player. Правда, зачем ее скачивать, до сих пор остается неясным, ведь WMP спокойно работает и без нее, и FairUse4WM работает вместе с ним.

Однако, несмотря на все недостатки, многие компании используют технологию Microsoft, к примеру, производитель сотовых телефонов Nokia. 

OpenMG, или Мы пойдем своим путем 

Данная схема разработана компанией Sony и используется исключительно ею, чем очень сильно напоминает Fairplay. В остальном она похожа на разработку Microsoft, к примеру, схожестью схемы кодировки. Но, несмотря на всю схожесть, существуют отличия, о которых стоит упомянуть. Во-первых, Sony использует свой формат ATRAC3, который применяется для хранения музыки, и в заголовке файла, закодированного с помощью OpenMG, содержатся ключи для проигрывания файлов. Лицензирование в этой технологии практически схоже с технологией Microsoft. Для передачи данных на плеер существует программа SonicStage, которая перекодирует все музыкальные файлы вне зависимости от  их происхождения в формат ATRAC3, что часто вызывает возмущение у пользователей, потому что после перекодирования снижается качество записи, к тому же само перекодирование занимает слишком много времени. Из-за этого уровень продаж в магазине SonyConnect рекордно низок, даже несмотря на то, что модели плееров, совместимых с openMG, выпущенные в начале 2007 года, поддерживают AAC- и MP3-форматы. Кроме того, взлом этой системы оказался более чем простым, в Германии была создана утилита, "обрезающая" первые восемь байт песни, в которых собственно и хранился ключ, после чего счастливый пользователь мог выполнять с контентом любые операции. Из-за всех этих факторов OpenMG сильно отстает даже от P4S, не говоря уже о Fairplay, и даже Sony признала то, что из-за рекордно низких продаж  ее музыкальный Интернет-магазин, мягко говоря, не оправдывает надежд. 

Технология

Отдельно стоит упомянуть о том, что Sony во главу угла всегда ставила качество звука в своей продукции, совсем не заботясь о цене. Поэтому плееры Sony дороже даже аналогов Apple, славящихся своей неоправданной, с точки зрения большинства пользователей, ценой. И кому, спрашивается, в таком случае нужен плеер по заоблачной цене, проигрывающий файлы в формате, о котором большинство слышало лишь краем уха, и композиции на котором оснащены защитой от копирования? Ответ может быть только один: никому. 

OMA DRM 

В настоящий момент мировой рынок рингтонов занимает достаточно большую долю от общего количества проданной музыки, если точнее – 10%, а это, согласитесь, немало, а если еще точнее – 5 миллиардов долларов. Поэтому ведущие продавцы мелодий для звонков не могли не придумать пару-тройку DRM-схем, которые бы осложнили рядовым пользователям жизнь. Самая знаменитая из них – OMA DRM, названная так в честь разработчиков -  Open Mobile Alliance, организации, являющейся аналогом SDMI, только в данном случае в ее состав входят участники рынка мобильных телефонов. Эта схема была представлена в 2002 году и включала в себя несколько моделей защиты, которые мог выбирать продавец. В двух схемах – Forward Lock и Combine Delivery ключ и контент доставлялись потребителю сразу, а в третьей схеме – Separate Delivery – ключ доставлялся только после оплаты мелодии покупателем. 

Технология

Также при желании продавца в данной схеме возможно наложение различных ограничений даже на проигрывание. К примеру, возможно ограничение количества проигрываний  мелодии звонка на отдельно взятом устройстве. О копировании с телефона на телефон в данном случае даже никто и не задумывается.

CD&DVD

Рассмотрев основные виды защиты от копирования в Сети, мы немного подзабыли о DRM-технологиях, использующихся в оптических дисках, а эту тему нельзя обойти хотя бы потому, что эти технологии постоянно терпят фиаско. Хотя среди них встречаются и достаточно интересные. К примеру, Sony при производстве музыкальных дисков использовала программу XCP, которая скрытно инсталлируется в систему с правами администратора.

Технология 

Кроме предотвращения копирования, эта злостная утилита отключает возможность какой-либо записи в принципе, потому что она действует как драйвер для приводов оптических дисков. Мало того, она даже может вызвать крах системы. Из-за этого Sony пришлось выплатить по $175 всем пострадавшим в результате действия программы, которую большинство антивирусных систем воспринимает как троян. 

Технология

Наверное, любому геймеру название StarForce говорит о многом. И вряд ли он (геймер)  будет рассыпаться в комплиментах по поводу этой системы защиты от копирования. Ведь с каждым разом обойти ее сложнее, но это только подогревает интерес, поэтому находятся все новые способы ее обхода. В основном для ее обхода используются различные эмуляторы дисков. Сама система проверяет диск на возможность записи, и если  таковая имеется, считает его пиратским.

Вообще, главной проблемой здесь является то, что если фильм можно просмотреть, то его обязательно можно как-нибудь скопировать.

Мы и DRM 

Рассмотрев различные схемы DRM, можно взглянуть на все  это и с нашей, то есть с пользовательской  точки зрения.  И сейчас было бы неплохо рассказать о первых файлообменных системах, о которых уже говорилось в начале статьи. Лучшим примером может служить сайт Oink.cd, который не без усилий Интерпола и прессинга звукозаписывающих корпораций был недавно закрыт. Так в чем же заключалась его суть? Этот сайт являлся абсолютно бесплатным, но это не означало то, что копировать музыку с него мог любой желающий. Для того чтобы получить доступ к нему, требовалось приглашение другого участника, а получить его можно было лишь в том случае, если он (участник) видел, что вы обладаете музыкой, которая может быть интересной для других пользователей и которую вы готовы им предоставить. Поэтому на Oink(русск. свинья) всегда можно было найти редчайшую музыку, которой уже давно нет в музыкальных магазинах. По этому поводу даже однажды высказался Стинг, заметив, что только у пиратов он может найти то, что ему нужно. К тому же на этом сайте пользователю всегда гарантировалось более высокое качество воспроизведения, чем,  к примеру, на iTunes (от 192 Kb/s против 128 Kb/s), очень хорошая скорость скачивания и куча других бонусов, к примеру, поощрялась закачка на сайт музыки с более высоким качеством воспроизведения или даже в формате типа FLAC (формате без потерь качества). Многие даже считают этот сайт самой идеальной моделью для обмена музыкой, когда-либо придуманной человечеством, хотя подобную точку зрения можно подвергнуть сомнению. 

Технология

Другой файлообменной сетью являлась Napster, первая P2P-сеть в современном понимании, названная в честь Шона Фэннинга, никнеймом которого это слово, собственно говоря, и являлось. Кстати Napster существует и до сих пор, правда, не совсем в том, а если быть точным, совсем не в том виде, но об этом позже. 

Технология 

А все началось с того, что Шона в 1999-ом исключили из Северо-Восточного университета Бостона, после чего он вплотную погрузился в разработку проекта своей P2P-сети. Изучая программирование, в 1999 году он создал такую сеть и назвал ее в честь себя любимого. В августе того же года он нашел инвесторов, которые вложили в проект средства, необходимые для его функционирования. Сеть была построена достаточно просто, пользователи сами открывали доступ к данным, которые они готовы были сделать доступными для копирования. Для облегчения поиска была создана специальная база данных на отдельном сервере. Однако из-за растущего астрономическими темпами числа пользователей на сеть обратили внимание ведущие звукозаписывающие корпорации, в том числе Metallica, по требованию которой компьютеры, содержащие их песни, были исключены из пиринговой  сети. Впоследствии в судах различных инстанций постоянно слушались "дела Napster. Один раз владельцам сети судом было предписано закрыть ее в течение двух суток, но компания успела обжаловать обвинение за два часа до закрытия. Из-за всех этих трений компания не могла нормально существовать, и ее решила выкупить немецкая фирма Bertelsmann AG, которая создала на ее базе платный музыкальный магазин, коим Napster является и по сей день. Однако закрытие Napster не означало, что P2P сетям пришел конец. Наоборот, в Интернете появилось множество последователей Шона Фэннинга, к примеру, пиринговая сеть Gnutella, которая, в отличие от своего предшественника, не пользовалась сервером с базой данных, что делало попросту невозможной фильтрацию контента. Сервером в данном случае мог выступать любой компьютер в сети. Потом пиринговые сети стали расти как грибы после дождя, и их распространение уже стало не просто сложным, а их невозможно было остановить.

Making a conclusion… 

Но здесь встает вопрос: как тогда существовать музыкантам, которые  затрачивают силы и средства на создание своих композиций? Это краеугольный камень данной проблемы. Потому что всем становится ясно, что никакая схема DRM не спасет мир от музыкального пиратства, а лишь усилит его распространение. Музыкальной индустрии также нужно приспосабливаться к новым веяниям времени. Одна только проблема в том, что эти веяния касаются сверхприбылей музыкальных лейблов, у руля которых стоят люди, до сих пор живущие где-то в восьмидесятых годах. Но им все равно придется приспосабливаться и терять прибыль, потому что, каким бы быстрым ты ни был, прогресс все равно тебя догонит. Вот хороший пример – газеты. После появления Интернета пользователь может получать информацию абсолютно бесплатно и не покупать их. Поэтому ведущие издания создали свои электронные версии и размещают на них информацию. Да, они увеличили количество рекламы на своих сайтах, но, тем не менее, они существуют, и каждый может воспользоваться электронной или "классической" бумажной версией издания. Ни одна газета не исчезла с появлением Интернета, равно как и кино не умерло с приходом телевидения. Конечно, у изданий нет уже таких прибылей, как раньше, но здесь уже стоит вопрос не о получении прибыли, а о сохранении  компании как таковой. То же самое и с музыкантами: им просто придется приспособиться к новым условиям рынка, равно как и звукозаписывающим корпорациям. Этот процесс сравним с процессом старения организма: его можно замедлять всяческими способами, делать пластические операции, проводить оздоровляющие процедуры, но все равно жизнь когда-нибудь подойдет к своему логическому концу. То же самое мы можем наблюдать и в случае DRM. Это сравнимо с процедурой, препятствующей старению, которая дает лишь временный эффект, но все равно, в конечном счете, польза от нее сведется к нулю. Если взглянуть на пиринговые сети с другой стороны, то они даже добавляют артистам популярности, ведь благодаря именно таким сетям об артистах узнает большее количество людей, соответственно, большее количество согласно пойти на их концерты. Да, вряд ли большинство из них будет еще покупать их записи, но в России, к примеру, артисты живут практически полностью с концертов, а продажи их дисков тонут в лавине пиратских подделок. Поэтому и всему мировому сообществу придется в скором времени приспособится к жизни без DRM.

 

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .