Аналитика: 

Содержание:

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

Эра домашнего ПК по-настоящему началась в 1999-2000 году. С этим, конечно, можно поспорить, но именно тогда в более-менее крупных населенных пунктах постсоветского пространства, наконец, перестали приглашать в гости "на компьютер", как в свое время "на телевизор". Именно к этому времени рынок компьютерных комплектующих стал заметно выделяться на фоне рынка готовых решений, постепенно начиная превосходить его размерами в крупных городах. И если в 97-ом незабвенный В.Э Фигурнов, автор претерпевшей семь изданий книги "IBM PC для пользователя" писал, что "решив в порядке эксперимента собрать свой ПК самостоятельно, потратил три дня на поиск необходимых комплектующих" и настоятельно не рекомендовал заниматься сборкой ПК самим, то к началу нового тысячелетия слова эти уже звучали несуразно. Люди познали вкус апгрейда…
 
Как известно, параметры компьютера можно разделить на количественные, меряемые мегагерцами, мега- и гигабайтами, и качественные – определяющие возможности системы. Первые обычно довлеют в умах пользователя над вторыми. Посему и первые апгрейды люди обычно осуществляют в виде наращивания количественных параметров. Чуть позже приходит понимание взаимодействия компонент, и количественные апгрейды – нет, не сменяются, но дополняются качественными. Как и те пять лет назад, сейчас одним из первых объектов апгрейда становилась оперативная память. В стандартный комплект поставки компьютера в 2000 году входило 64 МВ памяти, но каждый, единожды поигравший в Quake3, или, что более прозаично, загрузивший в Photoshop картинку объемом мегабайт в 15 понимал, что его ближайшая цель – получить в свой компьютер 128. Сейчас в этом смысле мало что изменилось – стандартные 512 мегабайт годны только для разминки, и поставить 2 или 4 GB для истинного игромана или дизайнера – вопрос недалекого времени, особенно учитывая падение цен на  память. Кстати, о ценах. Стоимость апгрейда памяти претерпевала очень серьезные флуктуации за истекший "отчетный период" - от пары сотен до двух-трех десятков долларов за объем эквивалентной полезности.
 
Еще один сюрприз поджидал решившихся добить до требуемого объема ОЗУ в начале 2003 года. Все они обнаружили, что память стандартного типа SDRAM исчезла с полок магазина, уступив место DDR. Это далеко не первый подводный камень на пути у истинного любителя апгрейда, но, пожалуй, именно на него напоролось большинство пользователей. В фирмах им предложили сменить систему кардинально, то есть материнскую плату, процессор и память. А в некоторых особо тяжелых случаях еще и видеокарту, ибо некоторые из 2х AGP видеоадаптеров банально не запускались на новых материнских платах. 
 

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

 
Примерно в то время (начало-середина 2003 года) очень модной в периодических и Интернет-изданиях была тема "смерть апгрейда". Апгрейд, как и рок-н-ролл, умирал чуть ли не с момента рождения. Каждое событие, именуемое звучащей страшно и неопределенно  "сменой платформы", вызывало целый поток пересудов в прессе, дескать, систему нынче можно только купить или продать, но никак не проапгрейдить. Способствовало этому как смена процессорных разъемов, частоты системной шины (многие сейчас пытаются понять, почему их новенький Sempron 2200 работает на плате с чипсетом КТ266А, как "Athlon 900 МГц"), так и формата оперативной памяти, предельных объемов подключаемых жестких дисков (24-, 32- и 48-битная LBA адресация), сигнального уровня шины AGP (3.3 и 1.5 В) и многого, многого другого… Апгрейд же оставался жив. Почему? Иногда это был какой-то способ обойти механические ограничения (например, переходник slot 1 - socket 370 типов PGA/FCPGA/FCPGA2 до сих пор пользуется популярностью ввиду предоставляемой им возможности установить в хорошую плату эдак 98-го года выпуска, например, Asus P2B-F, процессор Pentium 3 на ядре Tualatin с частотой, скажем, 1200 МГЦ и даже разогнать его). Чаще – возможность обойти качественный скачок лишь только количественными методами (так, например, и по сей день гораздо комфортнее будет работать на системе с 1024 MB памяти PC133, чем с 512 DDR-II 800). Но в первую очередь – благодаря кумулятивному эффекту апгрейда. Потому как продвинутая система, построенная на "старой" платформе, значительно превосходила по производительности базовую систему с использованием наиновейших технологий эквивалентной стоимости. Так было, есть, и, скорее всего, будет еще долго. 
 

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

 
Возвращаясь в 2000 год, обратим внимание на следующий по очередности объект апгрейда. Видеокарта. Да-да, именно она. Новые игры требовали аппаратного трансформинга и освещения (HTL), большего объема видеопамяти, большей частоты работы видеопроцессора и памяти, применения полноэкранного сглаживания (чип Riva TNT умел делать это очень даже неплохо) для красивой картинки. Старые видеокарты легко продавались, новые активно покупались – примерно раз в полгода-год для любителя свежих игр. Все числовые показатели видеокарт росли. Все и цена вместе с ними. Если в 99-ом году в потребительском секторе неплохая видеокарта стоила $70, а "крутая" - 150, то к 2001-ому планка для бескомпромиссного ускорителя поднялась до 250, к 2005-ому – до 500, теперь же это – две видеокарты GeForce 9800 GTX в SLI режиме по стоимости опережают неплохой системный блок – более 1000 долларов. И применение им находится – современные игры в максимальных разрешениях (для бытовых мониторов) с использованием сглаживания и анизотропной фильтрации текстур работают на этих видеокартах со скоростью не более 100 кадров в секунду. Кажется, еще одна игра такого уровня – и потребуется еще более мощный графический чип. Почему так происходит? Цены на память, жесткие диски и процессоры одинаковой полезности в лучшем случае "пляшут", имея, однако, тенденцию к стабильности, а видеоускорители растут. Вспомните 1995 год, первый полностью компьютерный мультфильм "Игрушечная история" студии Pixar. Скорость рендеринга на мощных графических станциях того времени составляла несколько кадров в час. Мощные же бытовые процессоры того времени (скажем, Pentium Pro) отстают от современных собратьев по арифметическим операциям лишь в десятки раз, тогда как графика уровня "Игрушечной истории" студии Pixar в реальном времени на вашем компьютере стала возможной. То есть темпы развития 3D-ускорителей опередили все остальные компоненты компьютера, и мы расплачиваемся теперь за это. 
 

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

 
Между прочим, монополии графических процессоров лишь только на вычисления для рендеринга  приходит конец. По всему миру стартовало уже несколько проектов по переносу вычислений с CPU в некоторых специфических задачах (например, обработка звука или итеграции по поиску простых чисел) на GPU (графический процессор). Таким образом, компьютерный рынок скоро (в ближайшие пять лет), с высокой вероятностью, перейдет к конкуренции между двумя независимыми процессорами в компьютере – центральным и, скажем для простоты, мультимедийным (бывшим GPU). C другой стороны – это опять будет неким возвратом на пять лет назад, когда решение, что именно апгрейдить – процессор или видеокарту – было вовсе не таким легким, как сейчас, во времена, когда современные процессоры далеко не всегда успевают загрузить мощные 3D-ускорители данными. В 2001 году вопрос, брать ли TNT2 (GeForce 256) или поменять свой Celeron 500 на Athlon 900, был актуален, как никогда. Ведь игры еще многое взваливали на CPU – этот пережиток software rendering времен Quake, Duke Nukem и Doom. К смене процессора подходили, да и подходят очень серьезно. Ведь его и вставить можно неправильно (благо такие сокеты уже в прошлом), материнскую плату не ту подобрать и шину нужно знать (а раньше и коэффициент)… Посему апгрейд этого важного компонента обычные пользователи затягивали, да так, что менять приходилось вместе с материнской платой. А в 2001 году ситуация осложнилась еще и появлением реально конкурентоспособных процессоров AMD – серии K7. C тех пор к конкуренции за место в процессорном сокете добавилась такая же по агрессивности конкуренция за место в слоте графического ускорителя между ATI (AMD) и NVIDIA. Цены на процессоры и материнские платы остаются довольно стабильными – за хорошую пару нужно отдать около 300 долларов как в 2000 году, так и сейчас. Другое дело, что брать сейчас процессор мощнее Core 2 Duo Е6400 нужно только, если знаешь, что делаешь. Пока стоимость видеокарты не начнет превышать 350, отдавать больше 200 за процессор не имеет смысла. Это опять же признак грядущих изменений – конкурентной борьбы между процессорами в компьютере.
 
А ведь мы забыли упомянуть об еще одном маленьком процессоре на системной плате, который активно стремится обзавестись мощной системой охлаждения и привлечь к себе внимание набора системной логики – северный и южный мосты. Северный мост на современных платах уже обзавелся кулером, южный – только радиатором. Пока. Эти два кремниевых ядра вобрали в себя суть еще одной тенденции, неоднозначно влияющей на апгрейд системы – интеграции. Компьютеры начала 90-ых обычно имели кучу вставляемых в слоты расширения контроллеров – контроллер ввода-вывода, жестких дисков и дискет, мыши и т.д. Теперь же все эти контроллеры спрятались внутри чипсета, а в современных платформах AMD-контроллер памяти даже перекочевал в сам процессор. Встроенный в южный мост звук стал с 2001 года практически стандартом, надолго отложив вопросы об апгрейдах звуковых карт у покупателя нового компьютера. Пять же лет назад вопрос смены ESS1869 на Vortex или SoundBlaster AWE64 был делом чести – так "бросалась в уши" разница между звуком даже на дешевых китайских колонках.
 

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

Да и игровые технологии появлялись как грибы после дождя – Aureal 3D, EAX… C течением времени про звук стали забывать, как про воздух. Разве только кто-нибудь вычитает в статье или на форуме, что EAX 4.0 намного круче, чем 3.0, и побежит в магазин за Creative X-Fi, либо меломан, прикупивший комплектик акустики стоимостью долларов под 500 будет долго искать в родном селе Terratec Aureon. C появлением же таких кодеков, как Sound Storm и Vinyl Audio, надобность во внешнем звуке может поставить под сомнение даже меломан. Особенно ввиду наличия на соответствующих материнских палатах цифрового выхода S/P DIF… Попытка провернуть тот же трюк с 3D-ускорителем явно провалилась. Слишком большую площадь должен иметь кристалл, слишком большую мощность питания нужно ему подвести. Поэтому мощнейшие интегрированные решения как производства Intel (Extreme Graphics), так и AMD легко обгоняются любой внешней видеокартой долларов за 70.
 
Компьютер создан для работы с данными. А основной массив данных всегда хранится на жестком диске. Поэтому его объем – зачастую единственная из ТТХ, которую знает про жесткий диск пользователь. И апгрейдить его принято лишь двумя способами – заменой на больший объем либо покупкой еще одного. Для жесткого диска, помимо объема, важной характеристикой служит надежность. Поэтому в качестве кнута для решившего сменить жесткий диск служит вероятность его выхода из строя ввиду "преклонного" возраста, а в качестве пряника – увеличенный объем. Жесткие диски становятся умнее, обзаводятся собственными системами мониторинга (так называемый SMART) и большим объемом собственной памяти (буфер). Но не смотря ни на что, более традиционной области, чем жесткие диски, в компьютеростроении нет – параметры растут медленно, кардинально нового не добавляется. До глобального торжества твердотельных накопителей также еще далеко. Так бы и быть этому сонному царству непотревоженным, если бы не периодические "вести с полей" о целых бракованных сериях (например, IBM DTLA или Fujitsu MPG), которые срочно требуется заменить во избежание потери данных. Так и продвигается апгрейд жестких дисков – от одной сотни фильмов к другой, от одной серии к другой с пока еще не вскрытыми дефектами. Думается, так будет продолжаться еще долго. 
 

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

  
Мобильные носители информации – компакт-диски – требуют специального привода. С 2000 года здесь произошло две революции – массовый приход записывающих CD- и DVD-приводов и совсем недавний – пишущих Blu-ray приводов. Установка подобной вещи в компьютер – не скроем – самый приятный апгрейд. Ничего не продаешь, ничего не выбрасываешь, и, чтобы ощутить удовольствие, не нужно запускать тесты и игры, а достаточно только посмотреть на "морду" компьютера с тем, чтобы насладиться видом нового красавца. Теоретически пишущий привод должен экономить место на диске, на практике случалось наоборот – в среде с интенсивным обменом фильмами/музыкой на записываемых CD коллекции на HDD только росли. Традиционно пользователь был готов выложить около полусотни долларов за привод, и стоимость устройств с хорошей функциональностью находилась уже давно на этом уровне, лишь недавно опустившись до 30 USD. Приход в массы одного из двух новых стандартов - Blu-кay или HDDVD, вероятно, изменит этот стереотип, но только для компьютерных энтузиастов. 

История апгрейда: ретроспектива десятилетия

 
Попробуем представить, что будет представлять собой апгрейд через десять лет? Начнем с того, что вряд ли изменится: люди будут докупать оперативную память ("прожорливость" к ней программ будет только расти по той простой причине, что до сих пор компьютер еще не способен выводить столько мультимедийной информации, сколько может обработать мозг человека). Докупать и менять носители постоянной памяти – жесткие диски, флеш-карты, записываемые компакт-диски и приводы для них. Сюда же напрашивается возврат из прошлого технологии, позволявшей докупать и устанавливать видеопамять. Современные видеочипы не всегда справляются с прокачкой полного объема данных, умещающегося у них в локальной видеопамяти, но наращивание числа внутренних конвейеров приведет к тому, что производителю будет выгодно выпускать ускоритель с "не полностью раскрытыми возможностями", "раскрыть" которые можно будет установкой дополнительной видеопамяти. Сами же ускорители, вполне вероятно, превратятся в такие же процессоры, устанавливаемые в разъем материнской платы, и менять их будет проще и дешевле, а функции их станут шире. Своим собственным разъемом может обзавестись также нынешний северный мост – SPP (System Platform Processor – термин, впервые введенный NVIDIA) – таким образом, вместо смены материнской платы, не поддерживающей нужную новому процессору шину, достаточно будет сменить небольшой SPP. Южный же мост, вобравший в себя звук, модем, сеть и даже ТВспутниковый-тюнер (современные технологии уже позволяют запаять объемистый ВЧ-блок в кремниевую микросхему), скорее всего, остановится в своем развитии, предоставив лишь профессионалам и энтузиастам забивать их PCI-E (или им подобные) слоты звуковыми, сетевыми и DVB-картами.
 
Такие компоненты компьютера, как приводы и жесткие диски, имеют весьма толстую прослойку между их железной начинкой и BIOS системной платы – это так называемый микрокод, "прошивка" (firmware). Обновлять прошивку уже сейчас стало актуальным для многих устройств – это увеличивает их функциональность, надежность, производительность. Эта тенденция не может не усилиться – таким образом, наряду с чисто "железными", физическими апгрейдами, мы получим целую отрасль апгрейдов софтверных – дешевых и удобных.

REVIEWED_BY__TECHLABS.png

 

Меню раздела

Рекомендуем

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .